Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В Третьяковской галерее хранятся ранние пейзажные рисунки Аполлинария Васнецова, происходящие из личного собрания художника. Самые первые детские впечатления Аполлинария были связаны с северной вятской природой. «Местность моей Родины – село Рябово – была живописна и разнообразна. Ряд довольно высоких холмов с долинами рек <…> с оврагами <...> со склонами, покрытыми хвойным лесом и пашнями, придавали местности довольно ощутительный рельеф», – вспоминал художник.
Графический этюд изображает панораму родного села Васнецовых, с их домом и церковью Рождества Иоанна Предтечи. Аполлинарий с ранних лет увлекся архитектурным пейзажем. Его привлекали сельские постройки и древние церкви, с которыми связаны предания и легенды.
Рисунок выполнен во время учебы в Вятском духовном училище, где Аполлинарий сильно тосковал о доме. Долгожданные каникулы, проводившиеся дома, были посвящены рисованию. Большинство мотивов найдено в окрестностях родного села и во время переездов.
Простой по композиции рисунок передает скромную красоту «малой родины» Васнецовых. Небольшое село расположилось на склоне холма, повторяя линии ландшафта. Художник уверенно компонует мотивы, расчленяя пейзаж на планы и объединяя их в постепенно разворачивающуюся панораму. Незамкнутые горизонтали передают состояние тишины и покоя. Прорисовка деталей согрета любовью к изображаемым предметам. Темой этюда стала поэзия сельского мира, гармоничного жизненного уклада.
Большинство рисунков 1869–1872 годов выполнено под руководством старшего брата Виктора. Аполлинарий считал, что стал художником благодаря его влиянию. Брат привозил из Петербурга свои работы, много рисовал и писал этюды. Виктору Васнецову удалось передать Аполлинарию свой подход к природе. «Без учения Виктора я не стал бы передавать характер природы и характер местности», – записал Аполлинарий в дневнике.
Ранние рисунки сыграли важную роль в биографии будущего художника. Просмотрев работы брата летом 1872 года, Виктор Васнецов решил взять Аполлинария в Петербург, где он смог бы получить художественное образование.
Пейзажи родных мест Аполлинарий Васнецов называл «лучезарными воспоминаниями» и бережно хранил ранние рисунки. Найденные в юности образы вдохновляли художника на протяжении всей жизни. В первые послереволюционные годы по их мотивам была создана серия из девяти акварелей «Моя Родина» (1918–1919, 1924).