Без всякого преувеличения можно сказать, что главное место в обширном художественном наследии Николая Рериха практически всех периодов творчества занимают произведения с изображением гор, находящихся на разных континентах. Особая роль принадлежит написанным в 1920–1940-е годы в Гималаях картинам, за которые художника называли «Мастером гор», а в 1938-м даже была издана монография о его творчестве с таким заглавием (B.D. Conlan. Nicholas Roerich: a Master of the Mountains. Liberty – Indiana – USA: Flamma, 1938). Ряд этюдов и полотен, в частности серия «Святыни и твердыни» (1925), были написаны под впечатлением от Центрально-Азиатской экспедиции 1924–1928 годов, возглавляемой художником, в которой участвовали его жена Елена Ивановна и сын Юрий. В ходе этой научно-художественной кампании они пересекли границу Советского Союза, проехали Индию, Китай, побывали на Алтае, в Монголии и Тибете.
Вечные пейзажные образы неба и гор приобретают в произведениях Рериха вселенский масштаб благодаря точке зрения сверху, будто с высоты птичьего полета, лаконичности композиции, строгости рисунка и подчеркнуто контрастным сочетаниям цветовых плоскостей. На своих многочисленных картинах мастер изобразил величайшие вершины мира при разнообразном освещении. Созерцание гор находит поддержку в строках из его книги «Сердце Азии» (1929), где он следующим образом характеризовал Гималаи: «Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая».
Ощущение благоговейного трепета перед тайной мироздания подчеркивается в ночных пейзажах с изображением «звездных рун» – еще одним важным мотивом в творчестве Рериха. В некоторых композициях есть фигуры путников, монахов и святых или следы человеческого присутствия – высеченные в скалах молитвы и скульптуры, а также ступы (или субурганы, как их называют в Бурятии, или чортены – в Тибете). Художника восхищала суровая мощь горных монастырей, о чем он писал в упомянутой книге: «Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на такой высоте». Одно из подобных буддийских культовых сооружений изображено на картине «Королевский монастырь. Тибет».
К сожалению, нет точных сведений, какая местность здесь запечатлена, но, опираясь на косвенные указания, можно предположить, что изображена обитель на территории селения Чундю в Китае, относящаяся к монастырю красношапочников Сакья. Это единственный королевский монастырь, упомянутый Рерихом в его книге «Алтай – Гималаи» (1932), посвященной Центрально-Азиатской экспедиции. Также известно, что участники экспедиции посетили это место 10–11 мая 1928 года, и в том же году художник создал работу «Королевский монастырь Чундю около Саскья» (частное собрание), находившуюся в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Стоит отметить, что картина из собрания Третьяковской галереи встречается в различных списках произведений Рериха под названиями «Твердыня Тибета», «Монастырь в Тибете» и «Путь на Кайлас (эск[из])».