«Почтальон Тамара» – одно из ранних произведений Сергея Петровича Ткачёва, написанных незадолго до того, как сложился творческий союз братьев Алексея и Сергея, который существует по сей день и служит примером не имеющего аналогов творческого долголетия. Картина написана в середине 1950-х, когда художники только подступаются к выработке авторского метода написания картин, в это время происходит активный поиск своей темы.
Для фронтовика, недавнего выпускника Московского художественного института, наблюдение за повседневной жизнью простого человека еще со студенческой скамьи стало источником вдохновения. Так, на ранних полотнах С. Ткачёва появляются сценки из деревенской жизни, портреты родных и друзей. На картине «Почтальон Тамара» Сергей Ткачёв изобразил свою племянницу, дочь сестры Александры.
Модель позировала одновременно обоим братьям – ее черты можно узнать и на полотне Алексея Ткачёва «Сельский почтальон» (1955, частное собрание, США) большего масштаба, которое и колористически, и композиционно отличается от произведения старшего брата. Алексей Ткачёв изображает Тамару в избе, остановившейся погреться у горячей печки. На плече – сумка почтальона. Произведение Сергея Ткачёва, напротив, лаконично: художник пишет погрудный портрет Тамары, концентрируя внимание на выражении лица, пытаясь передать не только портретное сходство, но и психологическое состояние юной девушки. Художник акцентирует спонтанность ситуации: модель оборачивается и бросает на зрителя открытый прямой взгляд. Лицо Тамары написано густыми пастозными мазками, пушистый платок с бахромой и шуба переданы в эскизной свободной манере. Художнику было важно передать эффект падающего слева яркого света и создаваемый им резкий контраст.
Картина поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи с персональной выставки «Братья Ткачёвы. Представления о Родине» в 2011 году.