Фотоинсталляция  «Изменения»
Патрон шедевра
Макаревич Игорь (род. 1943)
Фотоинсталляция «Изменения»
1978
Размер - 46,8 x 46,8
Материал - фотобумага
Техника - черно-белая печать
Инвентарный номер - ЭФ-109/1-16
Приобретено у автора. 2000
Игорь Глебович Макаревич – известный российский художник, классик московского концептуализма. Родился в семье скульптора и получил классическое образование в московской средней художественной школе, окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В начале своей творческой деятельности работал на телевидении, занимался книжной иллюстрацией, оформлением театральных постановок. Но уже в 1979 году он вошел в состав неофициальной художественной группы, стоящей у истоков концептуализма, – «Коллективные действия» («КД»), возникшей в 1976 году. «КД» организовывали выездные перформансы, которые они называли «Поездки за город». События, которые устраивали «КД», сопровождались философскими дискурсами, фото- и видеофиксацией.
Произведение «Изменения» состоит из шестнадцати фотоснимков. Еще со времен учебы во ВГИКе Игорь Макаревич стал заниматься фотографией профессионально. В своих интервью художник сообщает, что именно фотография – самый естественный для него способ что-то выразить. «Изменения» – это прежде всего концептуальная серия фотографий. Художник поместил свое лицо внутрь глубокой деревянной рамы. Постепенно на него клали гипс. Под слоем гипса лицо исчезало, и появлялась маска. Далее уже маска постепенно исчезала за слоями бинта и черной жидкости. Повторяющиеся действия дематериализовали лицо, исчезающее как материальный объект из настоящего времени, ассоциируясь с небытием.
«Изменения» – композиция, уникальная тем, что это одна из первых инсталляций в московском искусстве 1970-х годов, обогащенная в смысловом наполнении тем, что художник делает объектом искусства самого себя. Эта композиция связана с такой формой искусства, как перформанс, так как в процессе создания композиции происходило действие – поэтапная фотофиксация процесса накладывания разных материалов на лицо художника. Следовательно, эти манипуляции позволяют причислить «Изменения» к одному из ранних перформансов в советской среде.