Маврина Татьяна (1900-1996)
Обнаженная в шляпе
1936
Размер - 76 x 62
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5822
Дар автора, Москва. 1996
Татьяна Алексеевна Маврина (девичья фамилия – Лебедева, но с 1930 в качестве творческого псевдонима она взяла дворянскую фамилию матери) широко известна прежде всего как художник-график, автор многочисленных иллюстраций преимущественно к детским книгам. Вместе с тем Маврина — тонкий живописец, и в молодости она много писала маслом: в годы учебы во Вхутемасе (1921-1928) на живописном факультете у Г.В. Фёдорова, Н.П. Крымова, в мастерской станковой живописи Р.Р. Фалька, а также на протяжении десяти лет после окончания института. Художница часто и с увлечением обращалась к жанру обнаженной натуры – своей любимой теме 1930-х годов. Как вспоминала сама Маврина, для нее «со времен Вхутемаса обнаженная модель была обычной темой живописи. Располагало к этому и постоянное хождение в бани. Много увидишь там самых разных моделей, а летом на пляжах (купались тогда без купальных костюмов, а эти модели еще и на пленэре). Я все делала по памяти, чтобы не стеснять своим любопытством “невольных натурщиц”». Кроме того, среди причин работать не с натуры она называла тяжесть этюдника и мольберта, которые надо было носить с собой, а также стеснение «писать на людях». По мнению художницы, живопись «по памяти свободнее, легче», а колористические отношения, по ее признанию, она проверяла в работе над цветочными натюрмортами.
Картина «Обнаженная в шляпе», по свидетельству автора, «сделана по памяти из банных впечатлений». Женский торс представлен в трехчетвертном повороте сбоку и со спины, акцентирующем выразительные формы модели. Голова натурщицы в украшенной цветками желтой шляпке, смыкаясь с дугообразно поднятой рукой, замыкает композицию. Женственность и изящество модели переданы цветом, который Маврина, наделенная от природы даром колориста, ценила в живописи выше всего. В изысканном, тонко инструментованном колорите работы, в перламутровых тонах с переливами теплого и холодного, в использовании розовато-белых, сливочно-желтых и горчичных оттенков, в мягком эротизме образов заметно влияние любимых художницей французских мастеров, особенно Ренуара и Боннара. Мавриной удалось внести в жанр ню сочетание теплой чувственности и легкой ироничности, присущих ее натуре.