Малевич Казимир (1879-1935)
Сестры
1930
Размер - 75,6 x 100,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22005
Дар автора. 1930
После создания супрематизма (1915–1918) К.С. Малевич около десяти лет не работал в живописи – его больше привлекала сфера теоретической мысли. Однако в конце 1920-х годов он создал больше 40 пейзажей, жанровых картин и этюдов, повторяющих – но в исправленном виде – его творческую эволюцию. На каждой из новых картин художник собственноручно поставил ложную дату: 1904, 1908, 1915 и т.д. Работы были показаны в 1929 году на персональной выставке Малевича в Третьяковской галерее, причем две (в духе импрессионизма и раннего кубизма) были приобретены. Если учесть, что в том же году из расформированного Музея живописной культуры в галерею поступило несколько кубистических и супрематических работ (в том числе знаменитый «Черный квадрат», 1915), Малевич мог быть доволен – его творчество от импрессионизма до супрематизма теперь было представлено в главном музее страны.
Недоставало одного «изма» – сезаннизма. В теоретической схеме Малевича этой системе отводилось важное место. Картина «Сестры» должна была заполнить этот пробел. Поставленная на ней авторская дата – 1910 – одна из самых неправдоподобных: в то время Малевич писал в совершенно иной стилистике. Его вообще мало заботит правдоподобие: героини не похожи не только на советских тружениц, но и на барышень 1910 года – их костюмы скорее соответствуют парижским модам 1880-х. Мотив прогулки по бульвару – тоже «парижский», хотя мысль написать сестер, вероятно, подсказана реальностью – жена художника Наталья и ее сестра Анжелика были неразлучны. Но, в отличие от них, его «сестры» не выглядят привлекательными. Непропорциональные, с длинными руками, они больше напоминают персонажей Сезанна обоего пола, чем женственных гризеток и элегантных дам Ренуара или Мане. Еще больше о намерениях автора говорит живописное решение. Солнечный свет, столь важный в импрессионизме, слегка играет на лицах и платьях, но совсем не чувствуется в окружающем пейзаже, выдержанном в сочетании густого синевато-зеленого и розово-малинового – «дополнительных» цветов, любимых Сезанном и другими постимпрессионистами. В надписи на обороте холста художник заверяет, что «Сестры» созданы на переходе от импрессионизма к сезаннизму, но особо догадливым все же позволяет заподозрить мистификацию: имитируя старое правописание, поначалу забытый «ъ» в конце слов он пририсовывает другой краской.