Попков Виктор (1932-1974)
Семья Болотовых
1967-1968
Размер - 170,5 x 190,5
Материал - холст
Техника - масло, темпера
Инвентарный номер - ЖС-964
Поступило из Министерства культуры РСФСР. 1973
Один из ведущих художников своего поколения, Виктор Попков окончил графический факультет Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. Всесоюзную известность и признание ему принесли масштабные живописные полотна. Начиная с резонансных «Строителей Братска» (1960–1961, ныне – собрание Третьяковской галереи), значительные по форме и содержанию картины Виктора Попкова каждый раз становились событием в культурной жизни.
Картина «Семья Болотовых» относится к зрелому периоду творчества художника и входит в серию работ так называемого бытового плана («Светлана, мама, папа и бабушка», «Двое» из собрания Государственной Третьяковской галереи и другие полотна в музеях России и частных собраниях). Если в работах начала 1960-х главной темой были трудовые будни, то теперь предметом изучения стал внутренний мир и психологическое состояние человека. Попков обратился к проблемам человеческого бытия.
На полотне «Семья Болотовых» изображены близкие художнику люди – семья его сестры Тамары. Попков пишет ситуацию, знакомую каждому, когда после размолвки между супругами возникает чувство отчужденности и растерянность перед будущим. Вероятно, художника волновала тема одиночества, которое человек может почувствовать даже в кругу самых близких людей. Чтобы передать ощущение разобщенности, Попков изображает персонажей, которые почти не вступают во взаимодействие между собой. Смысл ситуации раскрывается через действия героев и композиционную структуру полотна.
Каждый из Болотовых погружен в себя. Герои автономны, как и кухонные предметы за их спиной. Колористически каждый из персонажей замкнут в свою пространственную зону, где он становится цветовым центром. Так композиционное пространство передает идею погруженности каждого – родителей и сына – в свой собственный психологический мир. Однако при этой внешней разъединенности есть и внутренняя связь героев, которую Попков проявляет через фигуру играющего ребенка: мама держит его за ручки, а отец страхует от возможного падения, не отрываясь от чтения газеты. Акцентируя внимание на человеческих переживаниях, художник добивается особой убедительности в психологической трактовке каждого из персонажей.
Через небольшой эпизод в жизни обычной семьи художник изучает природу взаимоотношений между людьми и, отталкиваясь от конкретной ситуации, обращается к людям вообще. Так в работах Попкова бытовой жанр, отражая архетипическое в природе человека, приобретает глубину и многомерность.