Сотников Алексей (1904-1989)
Шахтеры
1957
Размер - 28 x 30
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная
Инвентарный номер - СКС-1937
Приобретено у А.А. Сотникова. 1994
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников проработал практически всю жизнь. На этом заводе в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Доказательством международного признания служат полученные Сотниковым награды: "Ягненок" (1937) был удостоен Золотой медали на Всемирной выставке 1937 года в Париже, "Курица" (1938) и "Сокол" (1957) получили Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Интерес скульптора не ограничивался анималистикой: он создавал декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны, а также многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования.
Своим учителем А. Сотников считал В. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Серия архитектурных рельефов – «Свадьба в колхозе», «Ленин среди крестьян», «Шахтеры», «Скотница», «Из бани», «Из роддома», «Школа» и «После купания» – была выполнена в процессе работы над большой декоративной вазой. Создание этого произведения, получившего название «Наша страна», или «Цвети, Советский край», было приурочено к сорокалетию Великой Октябрьской революции. Ваза должна была соединить четырехъярусный корпус и детально проработанные рельефы. Они монтировались на ее поверхности с помощью болтов. Уже перечень названий многофигурных композиций развертывает картину мирной жизни счастливых людей, занятых повседневными заботами, приносящими им радость от общения друг с другом. Сюжеты, выбранные скульптором, характерны для бытового жанра. Так, в рельефе «Шахтеры» изображены труженики с отбойными молотками на плечах. Они прощаются после окончания смены, пожимают друг другу руки, перед тем как разойтись по домам.
Сложность технического исполнения столь многосоставной конструкции заставила скульптора отказаться от ее завершения.