Сотников Алексей (1904-1989)
Из роддома
1957
Размер - 28 x 30
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная, цемент, смальта
Инвентарный номер - СКС-1944
Приобретено у А.А. Сотникова. 1994
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников работал практически всю жизнь. На этом предприятии в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Доказательством международного признания служат полученные Сотниковым премии и призы: "Ягненок" (1937) был удостоен Золотой медали на Всемирной выставке 1937 года в Париже, "Курица" (1938) и "Сокол" (1957) получили Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Интерес скульптора не ограничивался анималистикой: он создавал декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны, а также многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования.
Своим учителем А. Сотников считал В. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Серия архитектурных рельефов – «Свадьба в колхозе», «Ленин среди крестьян», «Шахтеры», «Скотница», «Из бани», «Из роддома», «Школа» и «После купания» – была выполнена в процессе работы над большой декоративной вазой. Создание этого произведения, получившего название «Наша страна», или «Цвети, Советский край», было приурочено к сорокалетию Великой Октябрьской революции. Ваза должна была соединить в себе четырехъярусный корпус и детально проработанные рельефы. Они монтировались на ее поверхности с помощью болтов. Перечень названий многофигурных композиций развертывает картину мирной жизни счастливых людей, занятых повседневными заботами, приносящими радость от общения друг с другом. Сюжеты, выбранные скульптором, характерны для бытового жанра. Так, в рельефе «Из роддома» изображены счастливые родители, идущие домой с новорожденным ребенком.
Сложность технического исполнения столь многосоставной конструкции заставила скульптора отказаться от ее завершения. На рельефе «Из роддома» зафиксирована попытка укрепить рельефы не на корпусе фарфоровой вазы, а на мозаичной поверхности, собранной из синей смальты на цементной основе.