Аполлинарий Васнецов был известен современникам как человек с широким кругом творческих и научных интересов. История, археология, астрономия, география, философия играли важную роль в становлении художника и мыслителя, однако на первом месте всегда оставалась пейзажная живопись. Тонкие образы природы самых разных уголков России и Европы создавались на протяжении всей жизни Васнецова. Художник наполнял свои студийные работы глубокими смыслами, воплощая в них личное понимание законов мироздания. Но первым, самым важным этапом для него было тщательное изучение природы, выполнение натурных рисунков, этюдов. Путешествия стали неотъемлемой частью жизни мастера.
Летом 1896 года состоялась единственная поездка Аполлинария Васнецова на Кавказ. К этому времени он уже успел побывать на Урале, Украине, в Крыму. Кавказ поразил художника грандиозностью и грозным величием. Здесь он наконец нашел те самые суровые горы и глубокие ущелья, которые за несколько лет до этого тщетно искал на Урале. Часть поездки была описана в небольшой статье в виде путевого дневника, а также в автобиографии художника: «После Урала и Крыма Кавказ произвел на меня своим величием неотразимое впечатление. Снежные вершины и ледники, то теряющиеся в движущихся громадах облаков, то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещенные кровавым заревом заката, степные предгорья как гигантские застывшие волны, заросшие азалиями». Поэтичные описания увиденных мест, наполненные яркими метафорами, наравне с рисунками и этюдами стали методом запоминания и анализа увиденного, основой будущих живописных полотен.
«Аул Казбек» – совсем небольшой рисунок, выполненный тушью во время стоянки в Дарьяльском ущелье. Широкие энергичные диагональные мазки точно передают ощущение нависших над небольшим поселением темных скал. Ровные плоскости крыш и стен домов, залитые ярким светом, создают драматичный художественный образ. Упорядоченный мир человека пытается отвоевать себе место в хаотичном нагромождении природного камня. Захваченный игрой контрастов света и тьмы, ровных линий и резких изломов, художник все же не отказывает себе в удовольствии наполнить рисунок так любимыми им бытовыми подробностями. Катящиеся по извилистой дороге повозки и фигурки людей на крыше ближайшего строения сообщают рисунку ощущение теплоты жизни и даже уюта, напоминая о радушии и гостеприимстве горцев.