О жизни Веры Алексеевны Дорофеевой (1893–1986) осталось очень немного сведений. Известно лишь, что она, обладая голосом меццо-сопрано, была артисткой Мариинского театра, однако «не на первых ролях». Имя ее упоминалось в литературе о Ф.И. Шаляпине, в круг близких друзей которого Дорофеева входила.
По свидетельству знавших ее людей, Шаляпин, покидая в 1922 году Россию, приглашал Дорофееву отправиться за ним. Певица осталась на родине, но в театре больше не служила. Однако музыку Вера Алексеевна не оставила, она на протяжении многих лет давала уроки вокала и, готовя молодых исполнителей к участию в музыкальных конкурсах, составляла для них репертуар.
Жила Вера Дорофеева в Москве, на Пречистенке, в окружении множества фотографий, запечатлевших сценические образы Ф.И. Шаляпина и ее собственные. По воспоминанию одного из ее учеников, половину тесной комнатки занимал кабинетный рояль, на котором стоял небольшой скульптурный портрет хозяйки, выполненный в дереве С.Т. Конёнковым. Среди фотографий на стене помещался живописный портрет певицы, созданный К.А. Коровиным в 1920 году, незадолго до его отъезда из России. Сразу после смерти Дорофеевой благодаря заботам ее учеников портрет был передан в собрание Третьяковской галереи.
Эта работа отличается от многих известных портретных изображений, созданных Коровиным. Здесь мастер будто смиряет присущую ему экспрессивную манеру. Он приглушает краски, сводя их к почти монохромной теплой гамме, но в ее пределах ему блестяще удается построить живописную гармонию. Мягкими полупрозрачными мазками, легко и трепетно художник пишет лицо молодой женщины, заставляя зрителя любоваться ее нежной красотой. Золотистые световые рефлексы создают эффект легкой дымки, окутывающей лицо, окрашивая образ настроением грустной задумчивости.