«Домашний арест» – одна из ранних картин М.В. Нестерова, которую он сам высоко оценивал. В недавнем прошлом ученик В.Г. Перова, художник называл ее «своим первым трудом и умением», ступенью самостоятельной творческой биографии. На картине тщательно выписаны детали быта семьи мелкого чиновника. У незадачливого хозяина дома отобрали сапоги, и он сидит на сундуке и вяжет, виновато глядя на свою супругу. Сюжет воспринимается не столько как смешной анекдот, сколько в качестве курьезной, досадной истории, будто подсмотренной в замочную скважину. В своих рассказах художник ласково называет героя сцены Петей, а саму картину – «Вспышкой у домашнего очага (сцена из мелкочиновной жизни)».
Попробовав себя в жанре, впоследствии Нестеров отошел от подробной иллюстративности ранних произведений. Художник нашел собственный путь в искусстве, выработав стиль, который он назвал «опоэтизированным реализмом».