Нестеров Михаил (1862-1942)
Святая равноапостольная княгиня Ольга
1927
Размер - 53,6 x 35,2
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1509
Поступило по завещанию З.В. Норцовой. 1995
В 1885 году начались внутренние работы по оформлению Владимирского собора в Киеве под руководством профессора Адриана Прахова. Концепция убранства храма почти полностью была разработана Виктором Васнецовым. В ее основе лежала идея создания памятника эпохе Киевской Руси с образами русских святых. Васнецовым была создана иконография святых великих князей: Владимира, княгини Ольги, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, летописца Нестора.
В 1890 году к Васнецову присоединился Михаил Нестеров, который за пять лет исполнил три стенописи, 16 больших образов в приделах на хорах, в диаконнике и жертвеннике и 16 малых образов на столбах для Царских врат – всего 47 работ.
Впервые образ святой равноапостольной княгини Ольги был написан Нестеровым в 1893 году для верхнего южного придела собора. В отличие от васнецовской княгини Ольги, его святая приобрела характер лиричный и женственный, внешне она стала похожа на покойную супругу художника Марию Мартыновскую и значительно помолодела. (Известно, что княгиня Ольга крестилась после 60 лет.) В иконе наиболее полно проявилась индивидуальная манера живописца, его тяготение к модерну и символизму. Нестеров сумел воплотить в произведении ту «необыкновенную наивность», которая его восхищала в произведениях Боттичелли, Фра Беато Анжелико, Пюви де Шаванна.
После освящения и открытия собора росписи вызвали большой восторг у современников. Религиозному стилю, созданному Васнецовым и Нестеровым, стали усиленно подражать безымянные иконописцы, бесконечно копируя оригиналы. Сам художник также неоднократно их повторял, в том числе образ равноапостольной княгини Ольги, часто привнося небольшие изменения в композицию и колорит. Варьируя ее внешность и одеяние, Нестеров по-прежнему изображал ее молодой и красивой, стоящей в полный рост на фоне русского пейзажа.