Виктор Попков изобразил своего друга, московского живописца Анатолия Львовича Руткина, на берегу озера. Он поглощен величественным видом открывающейся его взору широкой панорамы. Руткин сидит на привычном для художников, работающих на открытом воздухе, низком раскладном стульчике перед разложенным этюдником. Внизу над водой парит чайка, вдали виднеется светлый силуэт ансамбля Ферапонтова монастыря. Старинная монашеская обитель стала местом паломничества для многих художников, и Попков также неоднократно бывал здесь на этюдах. Его привлекали красота Вологодской земли и уникальные фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы.
Портрет написан акварелью по заранее увлажненной бумаге. Такая техника трудна и порой непредсказуема, так как краска легко растекается по листу. Художнику необходимо быстро осуществить свой замысел, что требует большого мастерства и сосредоточенности. В случае положительного результата акварель, исполненную «по-мокрому», отличает импровизационная легкость, а красочные размывы и затеки создают эффект трепетности изображения.
Именно такими качествами обладает акварель «Толя Руткин в Ферапонтово», покоряющая также колористическим богатством, напрямую связанным с живописным дарованием автора. Гамма фиолетовых, голубых и зеленых оттенков передает особенности естественного освещения и приподнятое настроение художника, вместе со своим другом любующегося красотой окружающего мира. Виктор Попков создал запоминающийся образ живописца на пленэре, всецело поглощенного передачей быстро сменяющих друг друга состояний природы.