На рисунке Виктор Попков изобразил комнату с сидящей за столом пожилой женщиной в традиционном русском платке. Стол украшает старинный самовар – признак крестьянского достатка и уюта, вокруг которого когда-то, очевидно, собиралось большое семейство, а сейчас у ног хозяйки расположилась только одна белая собака, ожидающая угощения.
Рисунок исполнен художником в доме деревни Резя, живописно расположенной на берегу реки Мезени, где он жил некоторое время в творческой командировке в Архангельскую область. Попков побывал во многих мезенских деревнях, не переставая восхищаться красотой природы и коренными жителями этого сурового края. Здесь он нашел главную тему своего творчества – судьбы одиноких старых женщин, потерявших во время войны мужей. Это было близко художнику, отец которого погиб на фронте, и его мать одна воспитывала детей. По результатам поездок на Русский Север были созданы прославившие Попкова картины, вошедшие в цикл «Мезенские вдовы» (1966–1968).
В рисунке «У самовара. Деревня Резя» выстроенная лаконичными линиями композиция акцентирует внимание на самом существенном, раскрывая глубину образа. Так, в простенке между двумя окнами он изобразил откидной календарь с числом 22, заставляющий вспомнить трагический день начала Великой Отечественной войны. Раздумье художника о людях военного поколения вылилось в правдивый образ, наполненный скрытым драматизмом.