Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса
Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».
В 1921 году в послереволюционной Москве началось возрождение литографии. Выходили в свет альбомы разной тематики, состоящие из отдельных листов в общей папке. Наиболее интересны творческие автолитографии, выполненные художниками Константином Богаевским, Василием Ватагиным, Константином Юоном, Аполлинарием Васнецовым, Владимиром Соколовым, Павлом Кузнецовым.
Аполлинарий Васнецов сотрудничал с издательством «Берендеи», основанным в начале 1920-х годов как трудовая артель писателей, художников и переводчиков. Председателем артели был В.А. Гиляровский. Небольшими тиражами, 300–500 экземпляров, были изданы произведения Гиляровского «Петербург» и «Стенька Разин». В 1922 году издательство выпустило серию автолитографий Константина Юона «Московская провинция». Планировалось издание ежемесячника «Московские прогулки» и монографий о художниках – Аполлинарии Васнецове, Сергее Малютине, Михаиле Нестерове.
Альбом автолитографий Аполлинария Васнецова объединил исторические пейзажи, сюжеты которых художник разрабатывал с 1900-х по 1921 год. Научные интересы Васнецова как археолога-урбаниста определились уже в начале столетия. Художник постепенно создал собственный мир мотивов и сюжетов из истории русского Средневековья. Излюбленной темой стала старая Москва. Каждому историческому пейзажу предшествовала большая исследовательская работа. Художник воссоздавал облик Москвы, ее ансамблей и исторических зданий на основе всех доступных материалов – планов, гравюр, икон с изображением Москвы, описаний современников.
На папке-обложке изображено помещение московского Печатного двора, находившегося на Никольской улице. Справщики – древние редакторы и корректоры – рассматривают старинный свиток. Виньетка с заглавием «Старая Москва» также стилизована в виде свитка.
Автолитографии были впервые показаны на юбилейном заседании Комиссии по изучению старой Москвы, посвященном чествованию ее председателя – Аполлинария Васнецова. Художник стал членом комиссии в 1912 году, а в 1919-м – избран председателем. Комиссия «Старая Москва» объединяла архитекторов, художников, музыкантов, общественных деятелей, старожилов города.
Альбом литографий представил своеобразную панораму древней столицы, ее быта и исчезнувших достопримечательностей на протяжении нескольких веков. Художник-историк, Васнецов показал городской ансамбль с разных точек зрения – от площадей и величественных панорам до небольших улиц и закоулков столицы.