Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот
Патрон шедевра
Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот
1900
Размер - 138,7 x 125,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.974
Приобретено Советом галереи у автора. 1900
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
На рубеже столетий Аполлинарий Васнецов оригинально разрабатывает жанр исторического пейзажа. На 28-й выставке ТПХВ были показаны картины, воссоздающие воображаемую панораму средневековой Москвы – "Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века" (Государственный Русский Музей, 1900), "Москва XVII столетия: Москворецкий мост и Водяные ворота " (Государственная Третьяковская галерея, 1900), "Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот" (Государственная Третьяковская галерея, 1900). Пейзажи убедительны, величавы и историчны. Они пользовались успехом у публики, два полотна были приобретены в Третьяковскую галерею. Ретроспективная фантазия художника вызвала восхищение бывших учителей – Виктора Васнецова и Ильи Репина.
В исторических пейзажах Москвы стирается грань между фантазией и реальностью, повседневным и вечным. Художник переживает ценность прошлого во всех проявлениях – воспоминаниях, реконструкциях, воссозданиях предшествующего опыта. Преображенный архитектурный пейзаж объединяет природу и историю, вмещает в свое пространство историческое явление.
Тему и цель этих работ сам автор определял как "проникновение в темную даль прошлого посредством пейзажа". Уже на уровне выбора мотива, вызывающего исторические реминисценции, художник обыгрывает соотношение исторического и современного. Воссоздавая облик исчезнувших достопримечательностей старой Москвы, Аполлинарий Васнецов как бы сопоставляет день вчерашний и сегодняшний.
Одно из наиболее удачных произведений – "Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот". Романтически сумрачный образ минувшего создан не без влияния швейцарского символиста Арнольда Беклина. В работе впервые проявилось умение Васнецова отдалить современность и приблизить старину.
В неопределенном, зыбком пейзаже странно, как во сне, сочетается реальное и фантастическое. Московское средневековье окрашено романтической экзотикой. Старинные башни и угрюмые крепостные бастионы Кремля, причудливые деревянные постройки, ощетинившиеся вертикали церквей и колоколен изображены конкретно и обобщенно. Московская архитектура реальна и романтична, призрачна и осязательна, задушевна и экзотична одновременно.
Пейзаж действует намеками и настроением, навевает грусть смутных ощущений и полуосознанных дум. Настроение становится сложным и острым, в нем чувствуется тревога и диссонанс, свойственные мироощущению рубежа веков.
Сложное соотношение исторического и современного было характерно для эпохи модерна. Этот стиль отходил от прямого изображения реальности, искал ее преображения, переосмысления через миф, символ или историю. Интерес к истории и историческим стилям, ностальгия по ушедшим эпохам, эстетизация прошлого объединяют исторический пейзаж Аполлинария Васнецова с поисками Николая Рериха, Сергея Иванова, Андрея Рябушкина, художников "Мира искусства".