Москва XVII столетия: Москворецкий мост и Водяные ворота
Патрон шедевра
Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Москва XVII столетия: Москворецкий мост и Водяные ворота
1900
Размер - 143,2 x 179,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.973
Приобретено Советом галереи у автора. 1900
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
На рубеже столетий Аполлинарий Васнецов оригинально разрабатывает жанр исторического пейзажа. На 28-й выставке ТПХВ были показаны картины, воссоздающие воображаемую панораму средневековой Москвы – "Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века" ( Государственный Русский Музей, 1900), "Москва XVII столетия: Москворецкий мост и Водяные ворота" (Государственная Третьяковская Галерея, 1900), "Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот" (Государственная Третьяковская Галерея, 1900). Пейзажи убедительны, величавы и историчны. Они пользовались успехом у публики, два полотна были приобретены в Третьяковскую галерею. Ретроспективная фантазия художника вызвала восхищение бывших учителей – Виктора Васнецова и Ильи Репина.
Тему и цель этих работ сам автор определял как "проникновение в темную даль прошлого посредством пейзажа". Великому посаду – исторической местности "предградья" Кремля художник посвятил более тридцати живописных и графических произведений.
Романтически сумрачный пейзаж изображает примыкавший к Кремлю южный участок Китайгородской стены вдоль набережной реки Москвы, который был снесен еще в конце XVIII - начале XIX века. За городскими стенами открывается завораживающая панорама средневекового города – от Беклемишевской башни Кремля на восток к Водяным Воротам, и на север, к Воскресенским (Иверским) воротам Китай-города.
В вечернем сумраке угадываются части знакомых построек – главы Успенского и Архангельского соборов, столп Ивана Великого, Спасская башня, собор Василия Блаженного. Сложность освещения, контражур передают атмосферу старинного, таинственного и поэтичного города, уже не существующего в действительности. Жестко кадрированная композиция с неожиданными ракурсами и пространственными сопоставлениями усиливает масштаб и театральную фееричность зрелища.
Изображенный вид включил несколько несохранившихся архитектурных сооружений древней столицы. В центре одна из достопримечательностей XVI - XVII веков – массивные Спасские Водяные ворота Китай-города. Художник воссоздал облик, который могли иметь ворота в конце XVII века, показал их мощный объем, двухскатную крышу, образ Нерукотворного Спаса и опускные решетки – герсы. К воротам подходит наплавной Москворецкий мост, составленный из плотов, скрепленных между собой. Значение этой важной артерии, соединявшей Замоскворечье с Китай-городом, подчеркнуто энергичной диагональю.
Пристань судов, мост и рыбные ряды привлекали сюда массу народа. По мосту движется оживленная толпа. Стрельцы, охраняющие ворота, останавливают людей, стремящихся попасть в город после захода солнца.
Художник изучал древние планы, описания иностранных путешественников, много рисовал с натуры. В 1900 году Васнецов даже поднялся над Москвой на воздушном шаре, чтобы лучше понять исторический ландшафт города. Природный ландшафт и архитектурный пейзаж становятся важными факторами, характеризующими историю.
В первое десятилетие ХХ века художник создал серию картин, восстанавливающих облик, пульс и характер жизни Москвы XVII века. В них убедительно переданы историческая атмосфера и бытовая среда древней столицы, воссоздан вид несохранившихся архитектурных сооружений.