Гора Благодать. Урал
Патрон шедевра
Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Гора Благодать. Урал
1890
Размер - 38 x 31
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1718
Собрание В.Г. Дуловой. 2000
В последней трети XIX века интерес к уральским сюжетам проявляли многие художники-пейзажисты. И.И. Шишкин, В.Г. Казанцев, А.К. Денисов-Уральский в своих творческих исканиях выбирали темы, наиболее полно воплощавшие их личностное видение края. К этой же группе художников относится и Аполлинарий Васнецов.
Уральский цикл стал одним из центральных в его творчестве. В 1890-1891 годах художник совершил несколько поездок на Средний и Южный Урал. В ходе этих поездок было создано значительное количество этюдов и рисунков, а также графические работы для иллюстрированных журналов. Собранный материал служил для художника источником вдохновения вплоть до конца 1920-х годов.
Поездка 1890 года на Средний Урал совпала с возросшим в обществе интересом к путевым иллюстрированным заметкам. Крупные журналы, такие как «Всемирная иллюстрация» и «Живописное обозрение», активно печатали отчеты путешественников, особенно художников. Васнецов написал небольшую статью «Из поездки на Урал», к которой нарисовал две большие виньетки с иллюстрациями. Виньетки создавались на основе привезенных из поездки этюдов, хотя художник и переработал их, подстраиваясь под требования жанра. Он сам пишет об этом: «…авось там более понравятся мои виньетки. Благо в них природа северная, суровая, хотя с приправой иллюстрационных идей».
В основу одной из этих иллюстраций лег этюд «Гора Благодать. Урал». Выбор конкретного сюжета связан с интересом художника к мрачному романтическому прошлому уральского края. Часовня с беседкой на вершине горы установлена на месте гибели охотника Степана Чумпина из местного племени вогулов. Согласно легенде, он был сожжен соплеменниками за то, что показал месторождения магнитного железняка царским служащим.
Несмотря на то, что основную часть небольшого холста занимает каменный утес, выполненный в темных свинцово-серых тонах, этюд получился светлым и даже солнечным благодаря нежно-голубым краскам неба и мазкам яркой золотистой охры на камнях и ветвях деревьев. Такие ясные чистые краски нехарактерны для уральского цикла, особенно монументальных работ. Урал для Васнецова в первую очередь мир мрачной, суровой эпической красоты, мир темный и неприветливый. Тем ценнее становится этот небольшой этюд, в котором прорываются нежные лирические чувства художника, его любование мельчайшими нюансами игры красок в природе, его желание видеть свет в малейших его проявлениях.