В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как бы вновь возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов – живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже не молодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений 1920-х годов. В письме 1925 года другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!... Особенно, когда на природе и когда природа красива!». Пейзажные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ художник находит в городских парках, среди притаившихся в зелени старинных домов, усадеб и древних монастырей. Многие из них будут утрачены к началу 1930-х годов.
Тема русских обителей была любима многими современниками Аполлинария Васнецова. Красотой их суровой архитектуры восхищались такие мастера, как Алексей Саврасов в пейзаже «Новодевичий монастырь» 1890 года, Николай Рерих в суздальских этюдах 1903 года и многие другие. Стремясь уловить очарование исчезающей Москвы, Васнецов выбирал необычные композиционные решения и красивые виды. Небольшая работа «Башня Дуло и корпус Сушило» посвящена Симонову монастырю. В ней художник раскрылся не только как пейзажист, но и как чуткий знаток древней архитектуры. Монастырские постройки, изображенные на полотне, чудом уцелели после 1930-го года. Почти все пространство картины занимают детали древнего ансамбля – крепостная стена, пятиэтажный продуктовый корпус, знаменитая башня Дуло, из бойницы которой по легенде был убит предводитель татарского войска. В палитре этюда преобладают монохромные, приглушенные тона, отсутствует разнообразие красочной игры, свойственное поздней живописи Васнецова. Ярко-голубое небо оживляет потемневшие от вековой истории памятники, написанные подробно и с особым любованием.
Древний Симонов монастырь в начале своей истории был самым грозным сторожевым укреплением на пути к столице. Об этом свидетельствуют его мощные каменные башни на высоком берегу Москвы-реки. Обитель была основана в XIV веке, долгое время являлась одной из самых крупных и богатых, в XVI-XVII веках входила в пояс укреплений, которые защищали южные подступы к городу. Монастырь не раз разоряли и упраздняли. В 1771 году по приказу Екатерины II его преобразовали в изолятор для зараженных чумой, в 1795 году восстановили вновь. После Октябрьской революции монастырские ценности передали в Оружейную палату, а в 1923 году обитель закрыли. Через семь лет уникальный памятник архитектуры был взорван – навсегда исчезли Успенский собор, колокольня и много другое. Уцелела лишь небольшая часть архитектурного комплекса: южная стена, несколько башен, трапезная и пятиэтажная хозяйственная постройка.
Работы последних лет жизни Аполлинария Васнецова переданы в коллекцию Третьяковской галереи его сыном Всеволодом. Серии камерных полотен 1920-годов особенно убедительно показывают талант художника как прекрасного колориста и мастера архитектурного пейзажа.