В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как бы вновь возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов – живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже не молодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений. В письме 1925 года другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!... Особенно, когда на природе и когда природа красива!». Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ художник находил в городских парках – Лефортовском, Найденовском, Свешниковском, среди притаившихся в зелени старинных домов, церквей и древних каменных монастырей. Природные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. В период 1920-х годов палитра пейзажиста становится особенно яркой, оптимистичной и живописной.
В коллекции Третьяковской галереи хранятся этюды из подмосковной поездки Васнецова, переданные в дар его сыном Всеволодом. Особый интерес художника к архитектуре заметен в работе «Ворота в башне Часозвон» 1927 года, которая создавалась в усадьбе Коломенское. Почти все пространство полотна занимает древняя стена с широкой полукруглой аркой. Сквозь нее открывается вид на зеленую равнину и детально прописанный фрагмент церкви Вознесения. Автор особенно живописно изобразил каменный свод на переднем плане с облупившейся местами краской. На поверхности древнего памятника видны рефлексы зелени, неба, нюансы игры солнца и тени, при этом убедительно передана его шероховатая фактура и «телесность».
Лето 1927 года Аполлинарий Васнецов провел в селе Коломенское. Необыкновенное по красоте место на берегу Москвы-реки привлекало его древней уникальной архитектурой, богатой историей и многочисленными легендами. Первое упоминание о поселении относится к 1339 году, с этих пор там располагалась княжеская, а затем и царская резиденция. Самым известным памятником архитектурного комплекса стала церковь Вознесения, заложенная в 1533 году князем Василием III. В 1923 году архитектор и реставратор П.Д. Барановский выступил с инициативой по созданию в Коломенском музея под открытым небом. Помимо сохранения каменных построек XVI века, под его руководством на территорию подмосковной усадьбы перевозились многие памятники деревянного зодчества. Аполлинарий Васнецов был дружен с Барановским и по его приглашению поселился на время этюдов в одном из древних зданий. О своем пребывании в историческом месте художник отметил в письме другу живописцу Николаю Хохрякову: «Живу я в башне Часозвона, окно с железной решеткой, высокая, узкая, сводчатая комната, как каземат, холодно и сыровато, но при всем том интересно и занятно». Не смотря на непростые условия жизни, летние месяцы завершилось интересной серией этюдов.
Небольшие полотна, написанные в 1920-х годах, стали одними из самых жизнерадостных и живописно выразительных поздних работ мастера.