Дорога на гору Благодать
Патрон шедевра
Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Дорога на гору Благодать
1891
Размер - 29,1 x 35,5
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-156
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
В последней трети XIX века интерес к уральским сюжетам проявляли многие художники-пейзажисты. И.И. Шишкин, В.Г. Казанцев, А.К. Денисов-Уральский в своих творческих исканиях выбирали темы, наиболее полно воплощавшие их личностное видение края. К этой же группе художников относится и Аполлинарий Васнецов.
Уральский цикл стал одним из центральных в его творчестве. В 1890-1891 годах художник совершил несколько поездок на Средний и Южный Урал. В ходе этих поездок было создано значительное количество этюдов и рисунков, а также графические работы для иллюстрированных журналов. Собранный материал служил для художника источником вдохновения вплоть до конца 1920-х годов.
Наиболее ценной стала поездка на Средний Урал. Художник поехал в гости к брату Аркадию, служившему на Кушвинском горном заводе. В своих воспоминаниях Аполлинарий Васнецов пишет о близости уральской природы его родному вятскому краю: «Характер Урала и его природа очень мне напоминали Вятский край. Те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса – щетина тайги по хребтам гор; вместо одиночек елей – гиганты кедры…». Именно это сходство и послужило причиной такого длительного и плодотворного увлечения Уралом.
Целый месяц художник бродил по окрестностям Кушвы с ящиком красок на плече. Итогом этих прогулок стал ряд этюдов, в том числе «Дорога на гору Благодать». Использование светлых охристых и голубых красок сближает эту работу с другими натурными этюдами периода, например, «Лес на горе Благодать» или «Гора Благодать. Урал». Однако пасмурное небо и темная монотонная зелень хвойных деревьев ближе по колориту и настроению к более поздним монументальным полотнам уральского цикла. В этом же этюде проявляется еще одна характерная черта будущих монументальных пейзажей – панорамность.
Несмотря на важность для художника образов и сюжетов, связанных с горой Благодать и Кушвой, ни один из них не был воплощен в большой картине. Этюд долгие годы хранился в семье Васнецовых и вместе с остальной коллекцией был завещан в 1995 году Третьяковской галерее невесткой художника Екатериной Константиновной Васнецовой.