Крым. Мыс Айтодор
Патрон шедевра
Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Крым. Мыс Айтодор
1886
Размер - 21,2 x 30,1
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-16
Дар П.В. Сытина. 1967
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Неутомимый путешественник, Аполлинарий Васнецов называл Крым одной из светлейших страниц своей жизни. Впервые художник посетил прекрасный полуостров в 1886 году. Он был поражен разнообразными по духу и стилю Крымскими ландшафтами. Васнецов поселился в Магараче на Южном берегу, в небольшом имении своего земляка А.А. Рязанцева. Гость и хозяин совершали длительные прогулки, поднимались на Яйлу. Ландшафты окрестностей легко узнать на этюдах художника.
Вид на мыс Ай-Тодор изображен со значительного расстояния, что подчеркивает его роль в мореплавании и географии. Художника привлек изящный силуэт далеких гор и сочетание нежных красок юга – охристо-розовых, опаловых, молочно-синих. В этом месте береговая линия решительно поворачивает к северо-востоку целым рядом дугообразных заливов. Мыс ясно виден и из-за Ялты, и из-за Алупки.
Васнецов полагал, что каждая культура и каждый народ связаны с определенным историческим пейзажем. В благородных очертаниях мыса Ай-Тодор есть нечто древнее, архаическое. Мыс играл важную роль в мореплавании греков и генуэзцев. Здесь с древних времен находился один из главных маяков Крымского побережья. На мысе, далеко выдающемся в море, сохранилось множество древних развалин: поселение, храм, римский лагерь, средневековый монастырь.
Изображенная панорама охватывает побережье от Ялты до Ай-Тодора, которое можно назвать царским. В конце XIX - начале XX века на древнем перекрестке цивилизаций создавался обширный ансамбль имений и дворцов. Здесь находились царские и великокняжеские поместья – Ливадия, Орианда, Дюльбер, Ай-Тодор, Харакс.
При небольшом размере этюд сохраняет значительность, заданную бесконечностью морских далей, элегической атмосферой древней Тавриды и глубиной исторической почвы древнего края.