Облака
Патрон шедевра
Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Облака
1890-1900-е
Размер - 10,1 x 18,8
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-62
Передано из Дома-музея В.М. Васнецова. 1969
Аполлинария Васнецова отличало умение чутко воспринимать все явления природы, видеть гармонию единства ее малых и больших частей. Однако на протяжении всей своей жизни он нес в душе особую любовь к небу. Еще будучи ребенком, он открыл для себя неизмеримую красоту и загадочную изменчивость небесного свода и мира облаков. Облака стали для него самым значимым, необходимым элементом любого пейзажа, финальным аккордом, без которого картина не обретет завершения.
Художник создал несколько десятков живописных этюдов с облаками. Он писал их в Вятке, Абрамцеве, Киеве, в Крыму и на Кавказе. Писал рано утром и в полдень, вечером и лунной ночью, в жаркий день и при грозовой погоде. Облака разной формы, разных видов и самых разных оттенков. Эти этюды стали своеобразной облачной энциклопедией.
В фондах Третьяковской галереи хранится литературное произведение Аполлинария Васнецова «Облака. Впечатления и наблюдения художника». Не ограничившись лишь живописными средствами, художник попытался проанализировать свои многолетние наблюдения за небом и с научной точки зрения. В тексте есть такие строки: «Мир облаков, бесконечно разнообразных по форме и краскам – вечно движущихся, постоянно изменяющихся воздушных существ поистине может считаться одним из прекраснейших явлений природы. Разнообразие характера облаков для пейзажиста служит всегдашней темой его картин. А для любителя природы, исследователя ее тайн неисчерпаемым материалом для наблюдений».
На этюде представлен больше всего интересовавший Васнецова вид облаков – «дождевые кумулюсы». Несмотря на малый размер произведения, все детали и разные типы облаков прописаны почти с научной точностью. Художник исследует процесс появления и изменения дождевого облака, используя для этого мазки разной плотности и фактуры. Центральная часть вылеплена короткими корпусными мазками, подчеркивающими объем. Насыщенный темно-синий цвет внизу облака показывает тяжесть накопившейся воды. Совсем иначе, легкими отдельными плоскостями прописаны окружающие «кумулюс» слоистые облака. Еще более тонко проработана серебристая завеса из нитей дождя в левой части холста. Такая сложная деталировка и чуткость к нюансам отличает все этюды с облаками, написанные художником в разные годы.