Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Этюд изображает самое узнаваемое место Крыма, символ Южного берега и всего полуострова. С мыса Ай-Тодор видна крошечная бухта и скала Парус, за которыми начинается чередование мысов и заливов, уходящее за линию горизонта. Панорама включает Ялтинский залив, заливчики Массандры и Магарача с мысом Никиты, Гурзуфский залив и Аю-даг, дальше всего выдающийся в море.
Мыс Ай-Тодор – самая южная точка Южного берега Крыма, древний географический ориентир. Дикие юрские скалы неприступного мыса изображены в их природной форме, без позднейших археологических и архитектурных наслоений.
Аполлинарий Васнецов не мог обходиться без этюдов – работа с натуры на природе была для него лучшим отдыхом. В середине 1920-х годов художник получил возможность выезжать в Крым в санаторий "Гаспра", принадлежавший ЦЕКУБУ – комиссии по улучшению быта ученых. Комиссия была создана по инициативе А.М. Горького для помощи ученым в трудное послереволюционное время.
Санаторий размещался в готическом дворце с террасами, башней и домовой церковью, бывшем владении министра Александра I князя А.Н. Голицына. По приглашению последней владелицы графини С.В. Паниной в Гаспре в 1901—1902 годах провел целый год Лев Толстой, приехавший на лечение. После революции в санатории отдыхали композиторы, художники, писатели и научные работники: Михаил Нестеров, Александр Осмеркин, Аристарх Лентулов, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович и другие.
Ай-Тодор и Гаспра расположены в четверти часа ходьбы друг от друга, высоко над морем. Внизу простирается бесконечное морское пространство, сверху горная цепь, Яйла, с воздушными скалами вершины Ай-Петри. Пространство между горами и морем занимают сады. Местные дубы, клены и буки дополнены экзотическими платанами, лаврами, магнолиями, кипарисами, кустами роз и глициний.
В Гаспре и соседнем Кореизе написан цикл этюдов, посвященный гармоничной природной и архитектурной среде этих мест: "
Мост в Кореизе", "
Кипарисы", "Aй-Петри", "Чаша моря. Гаспра", "Лестница в парке", "Дольмен у деревни Гаспра", "Ворота в Харакс", "Дворец-санаторий". Поэтическое видение природы и древностей было результатом особого просветленного душевного настроя художника. Краски стали звонкими и чистыми, переживание света и цвета особенно интенсивным. Простыми средствами художник выразил чувство благодатного покоя и восторженного любования миром.
Цикл крымских этюдов 1924 - 1925 годов был показан на персональной выставке 1929 года, посвященной пятидесятилетию творческой деятельности Аполлинария Васнецова.