В последней трети XIX века интерес к уральским сюжетам проявляли многие художники-пейзажисты. И.И. Шишкин, В.Г. Казанцев, А.К. Денисов-Уральский в своих творческих исканиях выбирали темы, наиболее полно воплощавшие их личностное видение края. К этой же группе художников относится и Аполлинарий Васнецов.
Уральский цикл стал одним из центральных в его творчестве. В 1890-1891 годах художник совершил несколько поездок на Средний и Южный Урал. В ходе этих поездок было создано значительное количество этюдов и рисунков, а также графические работы для иллюстрированных журналов. Собранный материал служил для художника источником вдохновения вплоть до конца 1920-х годов.
Этюды окрестностей Кушвы и горы Благодать были написаны во время первой поездки на Средний Урал. Природа региона такая близкая по характеру и колориту родному Вятскому краю не могла оставить художника равнодушным. В путевых заметках он создает свой неповторимый образ Урала — мертвый, мрачный, седой, наполненный гниющим лесом и лишайниками, но при этом «будто какой-то сказочный, заколдованный». Величественные, «как стрелки готических соборов» леса наполнили его душу восторгом и благоговением перед этой дикой мощью. О его отношении к природе Урала говорят строки из ответного письма Николая Хохрякова: «Твое восторженное описание Урала с великим удовольствием читал и сам тоже восторгался. Это я понимаю. Это не Крыму чета!»
В натурном этюде «Лес на горе Благодать» проявляется любовь Аполлинария Васнецова к насыщенным краскам и контрастам. Он совмещает крупный план залитых солнцем деревьев с раскинувшейся в просветах между ними далекой панорамой гор и Кушвинского пруда. Темная зелень хвойников слева подчеркивает яркость выбеленного солнцем и ветром ствола справа. Работая крупными уверенными мазками, художник создает удивительно реалистичное ощущение фактуры нагретой солнцем древесины с отслаивающейся корой, а пятна золотистой и оранжевой охры на темно-зеленой хвое усиливают ощущение ее тяжести и прохлады. Но не только свое художественное мастерство проявил автор в этой работе.
На холсте изображен не маленький уголок Урала, но целый мир во всем его многообразии: живое и мертвое, малое и большое, близкое и далекое, уникальное и бесконечно повторяемое. Все эти элементы существуют в тесной взаимосвязи и невозможны друг без друга. Все они находят свое место в удивительных пейзажах Аполлинария Васнецова, ибо природа для него всегда была сложна, многолика и бесконечно прекрасна во всех своих проявлениях.