В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как бы вновь возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов, живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже немолодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений 1920-х годов. В письме 1925 года другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!... Особенно, когда на природе и когда природа красива!». Пейзажные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ художник находил в городских парках, среди притаившихся в зелени старинных домов, усадеб и древних каменных монастырей. Многие из них будут утрачены к началу 1930-х годов.
Тема русских обителей была любима многими современниками Аполлинария Васнецова. Художники часто любовались их суровой архитектурой, как, к примеру, Николай Рерих в суздальских этюдах 1903 года. К образу Новодевичьего монастыря обращался в 1900 году Константин Юон. Небольшая акварель легка по цвету, каменные стены лишены весомости, почти растворяются в лучах весеннего солнца. Работы Васнецова, посвященные московским монастырям, идейно близки работам вышеупомянутых мастеров. Для живописной серии автор старался выбирать необычные композиционные решения и красивые виды.
Радостью жизни и торжеством цвета наполнен этюд «Новодевичий монастырь. Собор» 1926 года. На небольшой картине прекрасно передано настроение яркого солнечного дня. Центральную часть композиции занимает белокаменный пятиглавый собор. Его величие и красоту пропорций подчеркивает расположенная неподалеку изящная часовенка. Слепящее золото куполов оттеняет глубокая изумрудная зелень. Необыкновенную яркость и свежесть цвета смягчает нежно-голубое небо в легких облаках.
Этюд «Новодевичий монастырь. Собор» 1926 года был приобретен Третьяковской галереей в 1995 году у Екатерины Константиновны Васнецовой. Серии камерных полотен 1920-х годов особенно убедительно показывают талант художника как прекрасного колориста и мастера архитектурного пейзажа.