Церковь Вознесения. Село Коломенское
Патрон шедевра
Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Церковь Вознесения. Село Коломенское
1927
Размер - 62,2 x 79
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-112
Дар В.А. Васнецова. 1986
В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как бы вновь возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов, живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже не молодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений. В письме 1925 года другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!...Особенно, когда на природе и когда природа красива!» Пейзажные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ мастер находит в городских парках – Лефортовском, Найденовском, Свешниковском среди притаившихся в зелени старинных усадеб, домов и древних церквей. В период 1920-х годов палитра художника становится особенно яркой, оптимистичной и живописной. В коллекции Третьяковской галереи хранятся этюды из подмосковной поездки мастера, переданные в дар его сыном Всеволодом. Лето 1927 года Аполлинарий Васнецов провел в селе Коломенское. Необыкновенное по красоте место на берегу Москвы-реки привлекало его древней уникальной архитектурой, богатой историей и многочисленными легендами. Первое упоминание о поселении относится к 1339 году, с этих пор там располагалась княжеская, а затем и царская резиденция. Самым известным памятником архитектурного комплекса стала церковь Вознесения, заложенная в 1533 году князем Василием III. Храм был создан итальянскими архитекторами Пьетро Аннибале и Петроком Малым, которые наделили его необыкновенно легкими пропорциями, украсили снаружи как русскими, так и готическими элементами.
В 1923 году архитектор и реставратор П.Д. Барановский выступил с инициативой по созданию в селе Коломенское музея под открытым небом. Помимо сохранения каменных построек XVI века, под его руководством на территорию подмосковной усадьбы были перевезены многие памятники деревянного зодчества. Аполлинарий Васнецов был дружен с Барановским и по его приглашению поселился на время этюдов в одном из древних зданий. Свое пребывание в историческом месте художник отметил в письме другу живописцу Николаю Хохрякову: «Живу я в башне Часозвона, окно с железной решеткой, высокая, узкая, сводчатая комната, как каземат, холодно и сыровато, но при всем том интересно и занятно».
Не смотря на непростые условия жизни, летние месяцы завершилось интересной серией этюдов. С особым вниманием архитектора Васнецов изобразил Церковь Вознесения – главный памятник древней царской резиденции. Для произведения он выбрал редкую для себя точку зрения снизу, чтобы подчеркнуть вытянутые стройные пропорции храма, устремленного в небо. Легкость и изящество архитектурного сооружения автор усилил фактурно написанной природой. На переднем плане – землистый холм, заросший травой, несколько деревьев, чьи размашистые кроны переливаются холодным серо-жемчужным блеском. Густая, почти черная тень контрастирует с сиянием листвы и создает эффект яркого ослепительного солнца.
Этюды, написанные в Коломенском, стали одними из самых жизнерадостных и живописно выразительных работ последних лет жизни Аполлинария Васнецова.