Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Вязы. Село Коломенское
1930
Размер - 61 x 79,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-115
Дар В.А. Васнецова. 1986
В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как бы вновь возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов – живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже не молодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений. В письме 1925 года другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!... Особенно, когда на природе и когда природа красива!». Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ художник находил в городских парках – Лефортовском, Найденовском, Свешниковском, среди притаившихся в зелени старинных домов, церквей и древних каменных монастырей. Природные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. В период 1920-х годов палитра пейзажиста становится особенно яркой, оптимистичной и живописной. В коллекции Третьяковской галереи хранятся этюды из подмосковной поездки автора, переданные в дар его сыном Всеволодом.
Мажорные краски летнего дня характерны для картины «Вязы», над которой Васнецов работал в усадьбе Коломенское. Листва высоких деревьев искрится холодным синеватым блеском. Средствами контраста глубокой тени и света в зеленых кронах создается ощущение ослепительно яркого солнца. Небольшое полотно не отличается богатством оттенков, тяготеет к локальному чистому цвету. Композиция этюда также проста. Автор намеренно не ищет интересного вида и «красивости» сюжета. Как истинный пейзажист, он любуется природой, которая прекрасна сама по себе, в любом своем проявлении.
Живописный уголок на берегу Москвы-реки привлекал Васнецова древней уникальной архитектурой, богатой историей и многочисленными легендами. Первое упоминание о поселении относится к 1339 году, с этих пор там располагалась княжеская, затем и царская резиденция. Самым известным памятником архитектурного комплекса стала церковь Вознесения, заложенная в 1533 году князем Василием III.
В 1923 году архитектор и реставратор П.Д. Барановский выступил с инициативой по созданию в селе Коломенское музея под открытым небом. Помимо сохранения каменных построек XVI века, под его руководством на территорию подмосковной усадьбы перевозились многие памятники деревянного зодчества.
Небольшие полотна, написанные в 1920-х годах, стали одними из самых жизнерадостных и живописно выразительных работ Аполлинария Васнецова.