Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Большой этюд "Бахчисарай. У фонтана" был выполнен во время последней поездки Васнецова в Крым. Художник изобразил один из каменных фонтанов, которые, по обычаю Востока, были рассеяны по крымским дорогам и татарским поселениям.
Аполлинарий Васнецов называл Крым одной из светлейших страниц своей жизни. Яркие краски юга открыли ему глаза на природу, он почувствовал смелость и уверенность в обращении с краской. Васнецов восхищался разнообразными по духу и стилю крымскими ландшафтами. "Крымский дневник" художника – более 70 этюдов и картин, от фантасмагорических панорам Байдарского ущелья до космических дуг Феодосийского залива. Прекрасный полуостров стал для Васнецова не только источником вдохновения, но и местом спасения в природе и истории, местом воспитания "чувства природы".
Старинный фонтан, скрытый в расщелине известняков Бахчисарая, изображен с пристальным вниманием археолога. Его формы просты и благородны, вокруг особенная свежесть зелени. Раскидистые деревья бросают узорную тень на сухую каменистую почву. Пейзаж оживляют силуэты женщин в длинных одеждах, собравшихся у фонтана.
Как в библейские времена или в эпоху Гомера, фонтаны оставались центрами общественной жизни в татарских поселениях Крыма. Они были окружены религиозным уважением, имя строителя вырезали на плитах рядом со стихами из Корана.
Уединенный уголок столицы Гиреев предстает в сверкающих бликах южного солнца. Именно в Крыму Аполлинарий Васнецов полюбил "пейзажные интерьеры", где каскады зелени обрамляют пространство, и зритель сам как будто оказывается под покровом густой древесной тени. Этот мотив Васнецов разрабатывал на протяжении многих лет, создавая вариации на полюбившуюся тему.
Мотив вызывает историко-культурные реминисценции, что придает значительность камерному пейзажу. Блуждающие блики солнечного света передают ощущение счастья и лирического волнения. Возможно, выбор мотива связан с характерным для эпохи серебряного века "пушкиноискательством", желанием пройти по следам Пушкина, открывшего поэтическое измерение Крыма. Подтекстом картины стало настроение возвышенной гармонии и печали, соотносимое с интимной "светлой печалью" поэта.