1890-е годы – время творческого расцвета Аполлинария Васнецова. Он увлечен историей и археологией, путешествует по России и Европе, расширяется круг его тематических предпочтений. В 1890 году художник совершил первые поездки по Северу России, и особенно яркое впечатление на него произвел Урал. В конце XIX века тема Русского Севера стала популярна среди живописцев. К ней не раз обращались К.А. Коровин, И.И. Левитан, М.В. Нестеров и многие другие.
В бесконечных хвойных лесах, в красоте тайги мастер увидел много общего с природой родного вятского края. Этим можно объяснить особое проникновенное чувство художника к суровой сибирской природе. В записках об уральских путешествиях Васнецов отметил: «Я приехал в 1890 году на Северный Урал к горе Благодать, знакомые картины моего детства ожили передо мною…» Из уральской поездки автор привез большое количество этюдов, по которым была написана серия полотен с захватывающими таежными видами. Благодаря сильным впечатлениям от бескрайних просторов художник открыл для себя панорамный монументально-эпический пейзаж. Поиск необычных мотивов, тяга к первозданным видам была свойственна романтическим настроениям Аполлинария Васнецова. Обобщенный образ матери-земли на картинах статичен и величествен. Динамика времени заметна в деталях пейзажей: молодые и умирающие деревья, бег облаков, смерть и одновременно бесконечность окружающей жизни. Главная тема полотен – непобедимая природа, веками дававшая человеку все, в чем он нуждается.
В коллекции Третьяковской галереи хранится одно из самых значимых полотен серии – «Кама» 1895 года. На 23-й передвижной выставке П.М. Третьяков высоко оценил произведение и через некоторое время приобрел его у автора. Для пейзажа Васнецов выбрал высокую точку зрения, давая зрителю возможность в полной мере восхититься тем, что видел он сам. В композиции представлен союз вечной природы и человека, живущего в гармонии с ней. Среди невысоких лесистых холмов течет широкая сибирская река, на переднем плане поваленные стволы могучих деревьев и прорастающие тут же молодые ростки, рядом притаилось несколько маленьких деревянных построек. Тяжелым трудом человек добывает лес, обнажает берега реки, однако победить бескрайнюю тайгу нелегко.
Величественный спокойный мир, живущий по собственным законам, медленно пробуждается с восходом солнца. К теме реки обращались многие живописцы – современники Аполлинария Васнецова. Река олицетворяла бесконечность русских просторов, вечное движение и смену жизненных процессов. Исаак Левитан часто воспевал образ Волги. Иван Шишкин, как и Васнецов, вдохновился могучей Камой. Его сибирская река на полотне 1882 года изящна, она величественно несет свои воды в необозримую даль, над ней высятся тонко прописанные облака, ее окружают стройные высокие сосны. Картина лирична, классически ясна, полна любованием природой. Кама Васнецова – суровая, неторопливая, преобладание горизонтальных форм подчеркивает ее вечное течение.
Пейзаж интересен необычным цветовым решением. В колорите полотна преобладают неяркие природные краски, цветовым звучанием близкие пигментам потемневших от времени фресок. Желтый цвет осенних листьев благородным блеском оживляет зелено-охристую гамму тайги, как уцелевшее местами золото древних икон. Грубые густые мазки переднего плана смягчает легкое серо-голубое с золотистыми отблесками небо. Благодаря тонким воздушным и цветовым нюансам исчезает некоторая колористическая сухость произведения. Оно сияет легким, еле уловимым светом раннего осеннего утра, подмеченным наблюдательным пейзажистом.