В последние годы жизни Аполлинарий Васнецов как бы вновь возвращается к истокам своего творчества, темам 1880-х годов – живописному любованию Москвой. Выдающееся дарование пейзажиста помогло создать уже не молодому мастеру цикл прекрасных в цветовом отношении произведений. В письме 1925 года другу Н. Хохрякову Васнецов отметил: «За этюдами молодеешь!... Особенно, когда на природе и когда природа красива!». Пейзажные мотивы, как и прежде, незатейливо просты и лиричны. Сюжеты для поэтичных и жизнерадостных работ художник искал в городских парках – Лефортовском, Найденовском, Свешниковском, среди притаившихся в зелени старинных усадеб, домов и древних церквей. В этот период палитра мастера становится особенно яркой, оптимистичной и живописной. В коллекции Третьяковской галереи хранится этюд Аполлинария Васнецова «Дом бывшего археологического общества» 1923 года, переданный в дар его сыном Всеволодом.
Один из самых древних памятников столицы, скромно стоящий в тени застроек, расположен на Берсеневской набережной Москвы-реки. Это место с давних времен было овеяно легендами и историческими тайнами. Первоначальный каменный ансамбль старинных палат сложился в XVII веке, когда их единоличным хозяином стал думный дьяк Аверкий Кириллов. Окончательно облик здания сформировался в начале XVIII века, когда оно перешло во владение А.Ф. Курбатова. В это время был выстроен верхний этаж, фасад здания украсили европейскими деталями – волютами с тонкой каменной резьбой и рустом на углах.
Живописцу-исследователю старины был особенно дорог этот красивый уголок города. С ним Васнецова связывают долгие годы работы в Комиссии Старая Москва, заседания которой проходили под сводами архитектурного памятника до 1923 года. В древних палатах на набережной художником были прочитаны доклады по археологии Москвы, показаны известные исторические пейзажи. С особым любованием и теплом Аполлинарий Васнецов пишет небольшой этюд, посвященный дому, где заседала Комиссия. Большую часть полотна занимает фрагмент старинной палаты, на котором автор с большим вниманием и восторгом прописывает элементы декора: полукруглые каменные наличники, резные пилястры, карнизы. Справа переливаются в солнечных лучах два зеленых дерева, за ними голубоватой тенью прячется одна из соседних построек. На переднем плане перед зрителем разливается изумрудный луг с желтыми цветами. Этюд завораживает цветовым решением. Тени, играя на белой стене дома, окрашивают его в голубые и сиреневые тона, кроны деревьев сверкают драгоценными бликами. Торжество и нарядность красок продолжают лазурное небо с дымкой белых облаков.
Серии камерных полотен 1920-годов особенно убедительно показывают талант художника как прекрасного колориста, мастера пейзажа и знатока древней архитектуры.