Репин обратился в этой работе к формату большого парадного портрета, взяв модель в полный рост. Но картинная парадность сочетается здесь с мягким лиризмом, интимностью и душевным теплом, отчасти потому, что на портрете изображена Вера Алексеевна Репина (1855-1917), урожденная Шевцова, жена художника.
Кажется, портрет написан «в одно мгновение», уверенной рукой мастера, не отрывающейся от холста. Между тем подготовительные рисунки свидетельствуют о том, как тщательно прорабатывалась композиция, расположение фигуры в пространстве холста и всякая деталь этой картины-портрета. Естественный и одновременно сложный ракурс фигуры заключен в мелодически обрисовывающий ее рисунок, исполненный высокого художественного такта. Начинаясь от головы, струясь по опущенной на подлокотник кресла руке, спокойно бегущая линия продолжается в опавших на пол складках платья и устремляется к носку туфли, чтобы вновь взбежать вверх к руке, на которую склонилась голова.
Линейной гармонии вторит благородное цветовое решение портрета. Глубокий вишнево-коричневый тон платья разработан с богатейшими оттенками, которые сливаются в единую цветовую гармонию. Спокойным движением кисти, сплавленными мазками художник передает фактурную осязаемость бархатной обивки кресла, ощущение мягкой ткани платья, жесткие крахмальные манжеты и мягкую структуру кружева.
Как всегда у Репина выразительно написаны кисти рук с тонкими нервными пальцами. Живопись рук отличается высоким совершенством передачи формы. Художник умел изобразить их так, что глаз зрителя видит, как уходит рука в глубину манжета и словно продолжается дальше, в рукаве платья.
“Что за прелестное создание Ваша Вера Алексеевна,” – высказывал свое мнение о жене Репина Третьяков. Да и другие из окружения художника воспринимали ее также. Уравновешенный мягкий характер вносил уют и спокойствие в семейную жизнь. Вера стала женой Репина в 1872 году, ей было 16 лет, художнику 28. Когда писался портрет, в семье уже было четверо детей. Утомленная домашними заботами Вера-старшая, так Репин называл жену, начав позировать для портрета, и сначала разговаривая с мужем, незаметно уснула. Эту сладость отдыха художник навечно запечатлел на холсте.
Опираясь на давнюю традицию парадного портрета художник одновременно вносит свою индивидуальную интонацию в его решение. Многому у Репина научился самый талантливый его ученик Валентин Серов, он продолжил и развил в своем творчестве заложенные Репиным традиции портретного искусства.