Брюллов Карл (1799-1852)
Всадница
1832
Размер - 293 x 209,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.212
Приобретено П.М.Третьяковым у комиссионера Ж.-Ф. Дюлу через Петербургское общество для заклада движимых имуществ. 1893
«Всадница» является одной из самых впечатляющих живописных работ Карла Брюллова. Картина была написана в 1832 году в Милане по заказу графини Ю.П. Самойловой, которая покровительствовала юному художнику и была его музой. Брюллов с воодушевлением запечатлел на холсте ее юных воспитанниц, родственниц итальянского композитора Дж. Пачини – старшую, верхом на лошади, Джованнину и младшую Амацилию. Художник органично объединил их хрупкие детские фигурки в сложном по композиции парадном портрете, создав новый тип портрета-картины. Юные модели позируют на фоне дворца в тени живописного пейзажного парка и изображены в момент стремительного движения и эмоционального подъема.
При разработке сюжета художник отдал предпочтение мотивам прогулки и верховой езды. Таким образом, он отразил в портрете яркие стороны жизни и времяпрепровождения представителей аристократического круга, к которому принадлежали девочки, и сделал полотно более эффектным. В картине «Всадница» Брюллов продолжил традиции репрезентативного конного портрета, который был популярен у придворных мастеров россики, но освободился от нарочито застывших и условных форм, присущих аналогичным изображениям коронованных особ прежних эпох. Предвосхищая искания романтического направления в искусстве, художник акцентировал внимание зрителя на декоративной стороне живописи и сумел придать образу малолетней, но убежденной в своем успехе наездницы, правдоподобие и жизненную энергию.
Верхом очаровательная амазонка подъезжает к открытой террасе богатой итальянской виллы. Уверенно потянув за узду, с кажущейся легкостью Джованнина останавливает строптивого коня, который, резко прерывая бег, вздымается на дыбы. Обворожительный облик и ловкость кокетливой всадницы вызывает искреннее восхищение миловидной Амацилии. Она выбежала на крыльцо, поднялась на ограждение и с восторгом смотрит на сестру. Комплекс эмоциональных зрительских впечатлений дополняет насыщенный цветовыми контрастами звучный колорит портрета. Эстетическое наслаждение доставляют и живописные приемы мастера. Он противопоставляет гладкую, переливающуюся поверхность дорогого шелка на платьях девочек мягкой густой шерсти их породистых собак. Упругий и мускулистый корпус разгоряченной лошади контрастирует с бликами на холодном металле перил.
Картина стала первой зрелой успешной работой начинающего художника. Сразу после завершения она была выставлена в зале Миланской Академии изящных искусств Брера и стала настоящим открытием для публики. Многочисленные хвалебные отзывы в европейской прессе предвосхитили славу Брюллова в России.