Брюллов Карл (1799-1852)
Портрет скульптора И.П. Витали
1836-1837
Размер - 94,2 x 76,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5059
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (дар Ф.М. Чижова). 1925
Иван Петрович Витали (1794–1855) – русский скульптор итальянского происхождения. Выпускник Императорской Академии художеств, он много лет преподавал в ее стенах. Участвовал в украшении скульптурами Исаакиевского собора и Тверских триумфальных ворот, выполнил большое количество статуй и рельефов. В поисках заказов с 1818 года поселился в Москве, по адресу Кузнецкий мост, дом 20 (ныне дом 22–24). В этом доме и был создан бюст К.П. Брюллова, изображенный на полотне, за который Витали был удостоен звания неклассного (свободного) художника.
Брюллов заезжал в Москву, возвращаясь из поездки в Турцию, и прожил здесь с января по май 1836 года. Карл Павлович поддался на уговоры Витали позировать для бюста и поселился в его квартире, где параллельно работал над живописным портретом скульптора. Сохранился аналогичный по сюжету рисунок-шарж Брюллова на Витали, где маэстро по-дружески иронизирует над неординарной внешностью скульптора. Очевидцы утверждали, что Брюллов позировал очень неохотно. Во время сеансов Витали просил своих формовщиков читать ему вслух и приводил голосистых рабочих ублажать его слух русскими песнями.
Брюллов запечатлел Витали в порыве творческого вдохновения. Скульптор изображен в мастерской. Из деталей интерьера различимы только красная спинка кресла, где сидит мастер, и массивный деревянный станок, над которым возвышается глиняный бюст К.П. Брюллова. Прозаическую внешность Витали и его простую рабочую одежду скрывает полутень. Акцентируя внимание зрителя на вдохновенном состоянии художника, Брюллов ярким светом выделяет только его лицо и руки. Это придает портрету романтический характер. Фигура Ивана Петровича сильно наклонена вперед. Он пытливо вглядывается в свое творение, словно анализируя свои успехи и ошибки. На его колено положила голову большая собака. Ее умные глаза устремлены вверх, на предмет внимания хозяина. Она словно поддерживает его в момент принятия сложного решения.
Портрет Витали за работой считается лучшим изображением скульптора в живописи. А его бюст К.П. Брюллова признан самым удачным скульптурным портретом художника. Именно он был помещен в картуше на надгробие Карла Павловича, похороненного на кладбище Тестаччо в Риме. После триумфального появления в России картины «Последний день Помпеи» бюсты Брюллова были очень востребованы у поклонников его таланта и появлялись во многих дворянских домах в знак почитания художника.