Гибель Помпеи
Патрон шедевра
Брюллов Карл (1799-1852)
Гибель Помпеи
1828 - 1830
Размер - 15,5 x 18,7
Материал - бумага
Техника - перо, тушь
Инвентарный номер - Инв.11733
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
Над знаменитой картиной «Последний день Помпеи» Брюллов работал около шести лет. Сюжетом послужила трагедия древнеримского города, погибшего во время извержения Везувия в 79 году н.э. Художник исполнил многочисленные подготовительные работы к картине, среди которых особенно интересны эскизы.
Рисунок из собрания музея – один из первоначальных. Об этом свидетельствует сделанная неизвестным лицом надпись на листе – «первая идея картины». С 1827 года, изучая материал, Брюллов несколько раз посещал раскопки погибшего города. Натурные впечатления оказали сильное влияние на Брюллова, пробудили его воображение. В этом самом раннем эскизе можно увидеть ту композиционную схему, которую впоследствии художник использовал в картине. Фигуры едва намечены, но акцентирован стремительный бег улицы, уходящей вверх, где видны очертания Везувия. Рисунок необычайно экспрессивен, исполнен быстрыми, почти хаотичными движениями пера.
В этом маленьком раннем эскизе виден не только поиск композиции, но и отчетливо прочитывается замысел художника: раскрыть тему как историческую катастрофу, полную трагизма.