За эту картину на сюжет поэмы Гомера «Илиада» (Песнь 24), исполненную в качестве академической программы, художник награжден малой золотой медалью.
Во время Троянской войны сын царя Трои Приама Гектор вызвал на поединок Патрокла, любимца Ахилла, и убил его благодаря помощи бога Аполлона. Ахилл, охваченный жаждой мести, ринулся на врага и поразил Гектора копьем. Одна из последних песен «Илиады» повествует о том, как Приам отправился в лагерь к Ахиллу, чтобы вымолить у него за большой выкуп тело сына для погребения: «Старец, никем не примеченный, входит в покой, и Пелиду / В ноги упав, обымает колена и руки целует – / Страшные руки, детей у него погубившие многих!». Удивляясь смелости Приама, Ахилл отдал ему тело троянского героя.
В компоновке картины, ставшей первой самостоятельной работой Иванова, молодой художник продемонстрировал усвоенные уроки академической школы. Незаурядное композиционное умение позволило ему соединить классическую ясность замысла с психологической многозначностью иллюстрируемого эпизода поэмы. Коленопреклоненный старец Приам в страстном порыве припадает к руке Ахилла, умоляя победителя отдать ему тело своего сына. Ахилл, слегка отстранившись, в печальном раздумье смотрит на Приама. Перед ним – урна с прахом его друга Патрокла, убитого Гектором. Столкновение душевных движений героев, вызванных взаимной виной и страданиями, стало внутренней драматической темой картины и нашло выражение в ее пластическом языке. Перекликающиеся ритмы расположения фигур, сочетание динамики и статики поз и жестов персонажей внятно и убедительно передают характер их взаимоотношений.
Для трактовки образа Приама художник копировал голову Лаокоона, служившую обязательным образцом трагического типа экспрессии. В облике Ахилла угадываются черты Аполлона Бельведерского. Живописная трактовка форм отличается скульптурностью лепки и тщательностью отделки, сохраняющей живую, подвижную пластику фигур и драпировок.
Картина была показана на академической выставке и вызвала благожелательные отклики в печати. Конференц-секретарь В.И. Григорович писал об Иванове: «Вижу в нем художника, любящего вникать в предмет свой и обещающего много в будущем».
Картина происходит из собрания К.Т. Солдатенкова, известного московского коллекционера.