Иванов Александр (1806-1858)
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения
1834
Размер - 43,5 x 60,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2510
Приобретено П.М. Третьяковым. 1877
Мария Магдалина, придя ранним утром с другими женами-мироносицами ко гробу Христа, не нашла Его там. В смятении идя обратно, она увидела воскресшего Спасителя, но в первую минуту приняла его за садовника. Художник представил момент, когда Мария Магдалина узнает воскресшего Христа, но Он останавливает ее порыв словами: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».
Эту двухфигурную композицию на библейский сюжет (Ин. 20: 15–17) художник решил исполнить до начала работы над большой картиной «Явление Христа народу», «чтобы изведать свои силы в Италии». Эскиз фиксирует основную пластическую и колористическую идею картины, которая получит развитие после специально совершенной художником поездки на север Италии, чтобы глубже познакомиться с колоритом венецианских мастеров Возрождения.
Порывистое движение восхищенной Марии останавливается величественным жестом Христа, чья фигура напоминает совершенные пропорции и формы Аполлона Бельведерского. Подобная композиционная завязка встречается в работах старых итальянских мастеров, но Иванов сосредотачивает внимание на эмоциональной стороне происходящего. Перед зрителем открывается картина живого, страстного переживания Марией физической утраты Учителя и в тот же миг – Его духовного обретения, еще до конца не осознанного.
Острота ивановской трактовки сюжета – в немом диалоге двух фигур, в контрасте их пластики и динамики. С одной стороны – безудержная радость потрясенного женского существа, с другой – отрешенность от земных страстей Того, кто пребывает на тонкой грани двух миров. Пластическим выражением этой идеи стал контраст живого, пламенеющего цвета красного платья Марии и белых пелен Христа с их переливам холодных и теплых тонов.
Особые проблемы вызывало колористическое решение. «Написать истинно колоритно белое платье, закрывающее большую часть фигуры в естественную величину, каков мой Христос, – право, не легко. Сами великие мастера, кажется, этого избегали. Я по крайней мере во всей Италии не нашел себе примера. Отец истинного колорита Тициан старался белое платье показывать каким-нибудь куском, смешавшимся с платьями других цветов или закрывающим только стыдливые места наготы», – признавался художник.
За картину, написанную по этому эскизу, Иванов получил звание академика.