Явление Христа народу (Явление Мессии)
Патрон шедевра
Иванов Александр (1806-1858)
Явление Христа народу (Явление Мессии)
1837–1857
Размер - 540 x 750
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.8016
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (дар Александра II). 1925
Это монументальное полотно является центральным произведением в творчестве художника. Задумав создать большую картину, Иванов искал «сюжет всемирный», но еще ни разу не избиравшийся другими живописцами. Впервые он сообщает о найденном сюжете Обществу Поощрения художников в 1833 году. В появлении перед народом Спасителя Иванов увидел узловой момент всемирной истории, начало духовного преображения человечества. Разработав в эскизах общую композицию, художник в 1837 году приобретает большой холст, снимает подходящую по размерам мастерскую и приступает к созданию произведения, задуманного как духовное послание современникам.
В пустыне на берегу Иордана Иоанн Креститель проповедует перед народом, пришедшим к нему креститься во имя Спасителя, которого еще никто из них не видел. Толпа нагих, одевающихся и одетых, выходящих из воды или готовых погрузиться в воды священной реки людей, внимает страстным речам пророка. За Иоанном Крестителем – будущие ученики Христа: рыжеволосый восторженный юноша Иоанн Богослов, мудрый старец апостол Андрей, пребывающий в сомнении апостол Нафанаил и позади –«прислушивающийся», вероятно, апостол Пётр. Справа в настороженном молчании застыли приверженцы ветхозаветного Закона – фарисеи, левиты, назареи. В отдалении художник изобразил одинокую фигуру идущего к Иордану Христа. К Нему устремлены все взгляды и движения, но Он еще не приблизился к людям. Эта пространственная пауза переносит смысловой акцент на ожидание Мессии народом, потрясенным словами пророка.
«Сочинение мое весьма трудное, по причине непылких разительных страстей человека, кои с удобностью оживляют действие и объясняют предмет; здесь все должно быть тихо и выразительно», — писал художник. Иванов стремился воплотить сюжет, в котором заключалось множество философских смыслов, не церковно, а «совершенно исторически». Идею духовного становления человечества он выразил через различие эмоциональных реакций на Явление Спасителя персонажей картины – молодых и старых, готовых уверовать и сомневающихся, будущих последователей и гонителей Христа, среди которых особое место отведено сытому богачу и униженному рабу. Образы героев картины создавались на основе классических образцов и углубленной работы с натуры. Создание полотна продолжалась с перерывами почти 20 лет. Ивановым было исполнено несколько сотен этюдов, имеющих самостоятельную художественную ценность, многие из них стали подлинными шедеврами.