Этюд, изображающий натурщицу с косами, был исполнен в Риме. В 1830 году А. Иванов, окончив Академию художеств в Петербурге, уезжает в Италию для совершенствования мастерства. Он начинает поиски своего собственного метода работы, своего стиля, изучая памятники античности, копируя произведения старых мастеров. Особое место в творчестве этого периода занимают рисунки обнаженной натуры. В Петербургской Академии художеств рисовать обнаженную женскую натуру не разрешалось. Такая возможность открылась для Иванова в Академии Святого Луки в Риме, где в 1835–1836 годах он занимался рисунком в натурном классе. Результатом стала целая серия блестящих образцов натурных этюдов.
Натурщица с косами – одна из лучших работ мастера. Красива и выразительна композиция рисунка. Точно и умело передана пластическая объемность форм, гармония пропорций. Плавными текучими линиями художник рисует силуэт, закругленным контурам которого вторят небрежно брошенные струящиеся волосы. В подчеркнутой гибкости линий ощущается внимательное изучение произведений Рафаэля. Рисунок пленяет богатством световой моделировки, разнообразием ее нюансов. Классические черты лица модели, ее облик, поза невольно вызывают ассоциации с изображениями Венеры в искусстве Возрождения.
Иванов одним из первых среди русских художников сделал мотив обнаженной женской натуры предметом настоящего искусства.