Кипренский Орест (1782-1836)
Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)
1819
Размер - 42,5 x 40,9
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5851
Поступило от Наркоминдела (собрание П.И. и В.А. Харитоненко). 1924
С 1816 по 1822 год О.А. Кипренский в статусе пенсионера императрицы Елизаветы Алексеевны жил и работал в Италии. В Риме им была написана картина «Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)». Для работы Кипренскому позировала семилетняя девочка Анна Мария Фалькуччи (1812 – не ранее 1845), которую он называл Мариуччей.
Полотно сочетает качества портретной и жанровой живописи. Маленькая модель изящно, но одновременно очень по-детски облокотилась на высокий стол и повернулась к зрителю. Маки в венке Мариуччи, согласно «языку цветов» начала XIX века, могут быть истолкованы как «воспоминания о тебе», которые «со мною будут навсегда неразлучны, в счастии и в горе». Любопытно, что портрет Мариуччи (как и портрет А.К. Швальбе, 1804, Государственный Русский музей) итальянские знатоки сочли работой старого мастера. Кипренский писал в Россию: «Мне в глаза говорили... якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвести оное чудо».
Мама маленькой натурщицы А. Фалькуччи вела фривольный образ жизни. Искренне привязавшийся к девочке из неблагополучной семьи, Кипренский сильно переживал за ее возможную судьбу. Незадолго до отъезда из страны художник смог устроить свою подопечную в один из воспитательных пансионов при монастыре.
В России Кипренский не забывал о Мариучче. Вернувшись в Италию летом 1828 года, он разыскал девушку. Венчание живописца и его избранницы состоялось 20 июля 1836 года в Оратории дель Каравита в Риме. Для этого Кипренский принял католическое вероисповедание. Вместе с молодой женой мастер начал активно готовиться к отъезду в Санкт-Петербург. Однако планам художника не суждено было осуществиться. В октябре 1836 года Кипренский скончался в Риме. Их дочь Клотильда родилась после смерти живописца в 1837 году.
Портрет Мариуччи наряду с портретом А.А. Челищева (1808 – начало 1809) являются редкими в творчестве Кипренского детскими изображениями, исполненными в традициях романтического стиля.