Кипренский Орест (1782-1836)
Калмычка Баяуста
1813
Размер - 23,7 x 19,2
Материал - бумага
Техника - итальянский карандаш, пастель
Инвентарный номер - Инв.11273
Поступило из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова. 1929
В начале XIX века большую популярность приобрел карандашный портрет. Его расцвет связан с именем Кипренского, который воплотил в портретных образах новые, открытые эпохой романтизма, представления о человеке. Рисуночный портрет позволял художнику запечатлеть человека в редкие минуты открытости его внутреннего состояния, уловить живой трепет мысли, мечты, порыва. Именно такой предстает в портрете живая в своей непосредственности девочка-калмычка Баяуста. Рисунок исполнен на цветной бумаге, в излюбленной художником технике итальянского карандаша. Мастер вводит яркую подцветку пастелью, но подчиняет ее графическому началу. Он обыгрывает фактуру и тон бумаги, просвечивающие сквозь штриховку, насыщая пространство светом и воздухом. Артистизм, свобода и смелость в приемах производят впечатление быстрой зарисовки, подобно экспромту. Не случайно работы Кипренского начала 1810-х годов называли «портреты-мгновения».
Интересные сведения о модели сообщает надпись на обороте портрета: «Портретъ Калмычки Баяусты жившей у моей прабабки Анны Семеновны Олениной рож. Волконск к-рую она брала съ собою въ церковь для того, чтобы класть земные поклоны вместо себя. Рисованъ Орестомъ Кипренскимъ и подаренъ мнѣ отцомъ. Н.Оленинъ». Надпись сделана правнуком А.С.Олениной – Н.П. Олениным.