Кипренский Орест (1782-1836)
Портрет поэта В.А. Жуковского
1816
Размер - 66 x 59
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25407
Поступило из Государственного Исторического музея (ранее собрание графов Уваровых). 1930
Орест Адамович Кипренский – один из самых выдающихся живописцев первой трети XIX столетия – «золотого века» отечественной культуры. «Он первый вынес имя русское в известность в Европе», – писал о коллеге художник А.А. Иванов. Хотя творческое наследие Кипренского включает работы, исполненные в разных жанрах, он наиболее известен как виртуозный и проникновенный портретист. Написанный им в Петербурге портрет В.А. Жуковского можно отнести к числу лучших произведений искусства эпохи романтизма в России.
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) – человек удивительной творческой одаренности: поэт, переводчик, критик, педагог, художник, член литературного общества «Арзамас». К моменту создания портрета имя Жуковского уже было хорошо известно. Большим успехом пользовались написанные им романтические баллады «Светлана», «Людмила», «Эолова арфа», переводы Шиллера, Гёте. В 1815 году был издан первый том его лирических сочинений.
Портрет Жуковского был исполнен по заказу попечителя Санкт-Петербургского учебного округа графа С.С. Уварова незадолго до отъезда Кипренского в Италию. Поэт представлен на фоне пейзажа с виднеющимся на втором плане старинным замком, окутанным предрассветными туманами. Слева видны наклоненные под порывами ветра стволы деревьев.
Лунный свет озаряет задумчивое и одухотворенное лицо Жуковского. Живописными средствами Кипренский создает возвышенный образ творца-романтика, который будто прислушивается к таинственным звукам ночи. Используемый мотив туманной дали является одной из самых ярких примет поэтической стилистики самого литератора. Отражающая круг интересов модели картина близка к философско-мечтательному направлению русской мысли, соприкасающемуся с немецким романтизмом. Несмотря на некоторую незавершенность работы, Кипренскому в полной мере удалось воплотить на холсте романтические идеалы своего времени.
Портрет происходит из собрания графов Уваровых, усадьбы Поречье Московской губернии.