Тропинин Василий (1780-1857)
Золотошвейка
1826
Размер - 78 x 61,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6278
Поступило из Государственной Цветковской галереи. 1925
Картина «Золотошвейка» была написана в Москве и по праву считается одним из шедевров В.А. Тропинина. Название работы связано с родом занятий изображенной девушки, выполняющей вышивку металлическими позолоченными (золотыми) нитями. Это красивый и дорогостоящий вид прикладного искусства на протяжении столетий имел широкое распространение в России. Период второй половины XVIII — первой половины XIX вв. считается временем его наибольшего расцвета.
Труд золотошвеек, требовавший точного и аккуратного исполнения, был очень нелегок. Тропининым запечатлено мгновение, когда мастерица отвлеклась от своего рукоделия и обернулась к зрителю. Ее обаятельный образ изящно дополняют красный шейный платок с орнаментальной каймой по краю и небольшие сережки. Подвитые у висков пряди и костяной гребень в опрятной прическе свидетельствуют о внимании героини к модным тенденциям.
Интересовавшийся жизнью людей разных сословий, в том числе крестьян и ремесленников, Тропинин внимателен к каждому предмету, составляющему рабочий инвентарь швеи. Живописец тщательно выписывает шпулечную дощечку, пяльцы, стальные ножницы, удлиненную деревянную катушку-витейку, на которую намотана нить, виртуозно воспроизводит золотые переливы и рельеф вышивки.
Произведение гармонично по цветовой гамме, богато живописными нюансами, с большим мастерством показаны светотональные градации. Мягкий золотистый свет окутывает фигуру работницы, освещая ее миловидное, приветливое лицо, обнаженную по плечо правую руку и укрепленную в пяльцах белоснежную ткань. Ее Тропинин располагает таким образом, чтобы зритель мог полюбоваться затейливым цветочно-лиственным узором. Индивидуальность модели В.А. Тропинин сочетает со стремлением к определенной типизации, что позволяет отнести произведение к жанровому портрету.
В настоящее время известны два авторских варианта «Золотошвейки». Первая работа была написана художником в 1825 г., и в настоящее время хранится в Национальной галерее Республики Коми. Полотно из собрания Третьяковской галереи является вариантом-повторением этой картины.