Александра Владимировна Васнецова (1850–1933) – жена художника. Она происходила из вятского рода Рязанцевых. Ее отец был совладельцем и директором Косинской бумажной фабрики, потомственным почетным гражданином города Вятки. Александра Владимировна закончила первые Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии при Николаевском военном госпитале в Санкт-Петербурге. В ноябре 1877 года вышла замуж за Виктора Васнецова. В браке родились пятеро детей – дочь и четыре сына.
В 1878 году, когда был написан портрет, Васнецовы уже переехали в Москву и жили на съемной квартире в 3-м Ушаковском переулке на Остоженке (ныне Турчанинов переулок). Александра Владимировна сама вела небольшое хозяйство. Она изображена в повседневном клетчатом платье, украшенном шейным платком. В ее позе чувствуется неловкость: всегда деятельная, она не привыкла позировать. Рядом с Александрой Владимировной нет деталей обстановки, которые раскрывали бы ее увлечения. Напротив, художник изобразил супругу в собственной мастерской – в его мире: на фоне угадывается вариант картины «После побоища Игоря Святославича с половцами», ныне хранящийся в Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Вероятно, художник стремился запечатлеть то, о чем позднее писал Михаил Васильевич Нестеров: Александра Владимировна «всю жизнь была другом и тихим, немногоречивым почитателем таланта своего мужа».
Об этой работе в январе 1879 года Илья Ефимович Репин писал: «Васнецов хорошо стал работать, портрет жены своей написал необыкновенно живо, просто и, главное, не избитым приемом, а совершенно свежо».
Александра Владимировна свою жизнь посвятила семье. Она пережила супруга на семь лет и поддержала все начинания детей по сохранению памяти Виктора Михайловича. С ее одобрения часть комнат в доме была отдана под «Посмертную выставку картин и рисунков Виктора Васнецова», где были представлены неизвестные ранее произведения художника. Выставка просуществовала до 1933 года.