В 1915 году художник завершил картину «Архангел Михаил» – религиозное произведение, никогда не предполагавшееся для украшения храма.
Сюжет картины восходит к тексту последней книги Библии – Откровения Иоанна Богослова, в которой описано сражение между ангелами и бесами: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 8–9).
Во главе небесного войска стоит архангел Михаил, почитавшийся на Руси как покровитель воинов. В его правой руке огненный меч, в левой – копье в виде молнии, которым он повергает в пропасть бесовское войско. Архангел попирает ногой апокалиптического семиглавого зверя, каждая из семи голов которого украшена короной, в соответствии с библейским текстом. Иконография змея совпадает с образом змеи, выходящей из ада на иконах «Страшный суд». Дьявол облачен в красный наряд, в его правой руке окровавленный меч, в левой – корона, как символ свершившегося поражения бесов.
На первый взгляд удивителен изображенный в нижней части картины город. Высокие дома, обилие электрического света, озаряющего все вокруг, создают впечатление города будущего. Однако уже в конце XIX – начале XX века в Америке стали появляться первые небоскребы, многоэтажные дома строились в Европе и Российской империи. В это же время проходила электрификация городов. Васнецов представил не город будущего, а город настоящего, подчеркивая, что битва свершилась не однажды в прошлом, а происходит в каждом дне настоящей жизни.
Особенную значимость этой картине придает исторический контекст – Васнецов работал над полотном в годы Первой мировой войны, размышляя о духовных вопросах, природе зла и разрушительных войн.