К образу фантастической вещей птицы из славянского фольклора Васнецов впервые обратился в 1895 году в эскизе для декоративного панно. По рисунку художника для рождественского благотворительного базара, устроенного великим князем Сергеем Александровичем и его супругой Елизаветой Фёдоровной, был вышит стяг.
Этот же эскиз послужил основой для живописного полотна мастера «Гамаюн – птица вещая» (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой). Отступив от мифологических текстов, художник создал картину с глубоким философским содержанием. Тревожный фон, черное с огненно-оранжевым и серо-голубым оперение, взволнованное лицо Гамаюна проникнуты трагическими предчувствиями времени на рубеже веков и передают ощущение надвигающейся катастрофы. В картине явно ощущается связь с эстетикой символизма. Александр Блок под впечатлением картины Виктора Васнецова написал в 1899 году одноименное стихотворение:
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
В 1898 году Васнецов вновь обратился к образу вещей птицы и выполнил акварельный вариант одноименной картины, значительно отличающийся от живописного полотна цветовой гаммой. Ровный розовый фон напоминает утреннюю зарю. Оперение приобрело светлые оттенки серого, голубого, охристого. Более ясный и спокойный по тону, новый вариант уже не несет в себе тех трагических предчувствий, которыми была пронизана картина 1897 года. Создается ощущение, что в душе художника настроение надвигающейся грозы сменилось более спокойным восприятием картины мира.