Скрипка
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Скрипка
1915
Размер - 88,5 x 71
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11939
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
«Скрипка» входила в постоянную экспозицию Музея живописной культуры. Картина висела в комнате С, где были представлены работы кубофутуризма и синтетического кубизма. Произведение Любови Поповой относится к последнему направлению. Объект изображения – скрипка –синтезируется, собирается из разнотипных элементов. Это созвучные теме музыки обрывки слов: «программа», «концерт». Это фрагменты самого музыкального инструмента: тело скрипки, гриф, струны, эфы. Это чистый нотный лист, который вскоре наполнится партитурой для скрипки. Это карты, связанные с музыкальным инструментом глаголом «играть». Они, как и скрипка, «завсегдатаи» кубистических натюрмортов.
Часто созерцание кубистической картины превращается в разгадывание живописного ребуса, в поиск скрытых семантических рифм. Создатели Музея живописной культуры предлагали иной подход. Любовь Попова, один из ведущих сотрудников музея, готовила описания произведений для каталога собрания Музея живописной культуры. Он не был издан, но сохранились черновики подобных описаний. В том числе черновик для «Скрипки». Любовь Попова видела эту картину так: «Композиция […] построена на ритме круглых линий и прямоугольных углов, стремящихся к вращательному движению вокруг центра. Форма объемная почти оставлена для кулисного построения пространства. Цвет материален и фактурен. Буквы и графические формы вводятся для впечатления точной фиксации в противовес отвлеченным […] плоскостям кулис». Авторское описание сделано на языке живописной культуры. Это разговор о формальных средствах, которые составляют природу картины. Они могут быть самыми разными: цвет, объем, ритм, линия, контраст, плотность, динамизм, упругость, сопротивление, напряжение, разрыв, тяжесть и невесомость... Создателям Музея живописной культуры было важно, чтобы зритель нового времени перестал смотреть на картину через призму бытописательства передвижников. Новые принципы восприятия искусства Казимир Малевич, Роберт Фальк, Любовь Попова и другие сотрудники музея популяризировали во время экскурсий и лекций.
Этот музейный эксперимент продлился 10 лет: в 1929 музей был закрыт. Его коллекция перешла в собрание Третьяковской галереи. «Скрипка» вместе с 111 первоклассными шедеврами авангарда (среди них, например, «Черный квадрат» Малевича) была передана в галерею по списку № 1. Работы из этого списка предназначались для экспозиции отдела современной живописи Третьяковской галереи. Многие из них и сейчас занимают почетное место в залах галереи.