Религия дурман для народа
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Религия дурман для народа
1923
Размер - 18 x 22,7
Материал - бумага бежевая
Техника - коллаж из черной бумаги
Инвентарный номер - РС-12134
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Эскиз лозунга − пример монументальной графики Поповой. Она родственна ее полиграфическим эскизам, но отличается от них особым лаконизмом. Композиция подчеркнуто уравновешена. Контраст черных элементов и белого поля не нарушен промежуточными оттенками. С полиграфией эскиз роднят элементы, воспринятые от акцидентной верстки с использованием разных шрифтов и незначащих элементов: квадрата, полосок.
В спектакле лозунги, не связанные с действием, играли важную агитационную роль. Основным элементом спектакля «Земля дыбом» была грандиозная конструкция, изображающая портальный кран. Предполагалось использовать настоящий промышленный кран. Слишком тяжелый для театрального помещения, он был заменен деревянной моделью. На кране крепились фанерные щиты, несущие плакаты-лозунги, и экраны для демонстрации кино- и фотокадров, названия частей-эпизодов. Лозунги и изображения сменялись по ходу действия.
Все оформление спектакля было решено как плакат. Зритель не только следил за развитием трагического сюжета о восстании и поражении, предательстве и убийстве вождя. Его сразу же настраивали на активное сегодняшнее, предельно актуализированное восприятие событий.
Основным художественным приемом Поповой в этом спектакле стал конструктивистский монтаж реальных предметов и текстов лозунгов, аналогичный монтажу документальных фильмов тех лет. Для Поповой и Мейерхольда спектакль «Земля дыбом» был реализацией неосуществленного в свое время замысла массового действа.