Знак Общества художников «Супремус»
Патрон шедевра
Попова Любовь (1889-1924)
Знак Общества художников «Супремус»
1916-1917
Размер - 8,2 x 5,8
Материал - бумага
Техника - тушь, кисть, перо
Инвентарный номер - РС-15287
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Стремясь зафиксировать положение лидера беспредметности и превратить супрематизм из своего индивидуального эксперимента в феномен художественного движения, в 1916–1917 Малевич организовал художественное общество «Супремус». В него вошли Н. Удальцова, О. Розанова, И. Клюн, В. Пестель, Л. Попова, А. Крученых и другие, в той или иной мере следовавшие или сочувствующие супрематизму. Общество подготовило к печати одноименный номер журнала (в силу разных обстоятельств, в том числе, и финансовых, журнал так и не вышел). Розанова, бывшая секретарем редакции, писала художнику М. Матюшину по поводу планируемого издания, что журнал будет «по характеру строго партийный. Программа его: супрематизм (живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, нового театра и т.д.)».
Художники, вошедшие в «Супремус», в разной степени были увлечены супрематизмом. Супрематизм расценивался членами общества лишь в качестве одной из возможностей авангардного искусства, некоей общей базовой системы беспредметного мышления, которую можно адаптировать в соответствии со своими установками или использовать отдельные ее принципы.
Примечательно, что формой для эскиза эмблемы общества «Супремус», Попова избрала не черный квадрат, а характерный скорее для ее композиций черный неправильный четырехугольник с динамичными резкими очертаниями, тем самым невольно (или сознательно – ?) обозначая границу между истинным супрематизмом и его не слишком ревностными последователями. Правда, в свои работы Малевич включал и такие четырехугольники, но программной формой и эмблемой супрематизма был именно квадрат.